Регулирование Байнета

 

Первый нормативный правовой акт, специально посвященный правовому регулированию отношений в сети Интернет, был принят в 2010 году – Указ Президента Республики Беларусь № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Ведущая роль в его реализации отводилась Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ), который и по сей день является уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента сети Интернет. 

Ограничение доступа

Указ № 60 предусмотрел ограничение доступа к интернет-ресурсам  с незаконным или нежелательным контентом (для государственных органов и организаций, а также организаций образования, культуры — в обязательном порядке; для иных пользователей интернет-услуг — по их запросу).

 На практике блокирование тех или иных сайтов в государственных органах осуществлялось без санкции суда на основании «черного списка», рассылаемого интернет-провайдерам.  Этот список не обнародовался. Владельцы сайтов не уведомлялись о включении в список «запрещенных» сайтов и не могли получить информацию, какой государственный орган и по каким мотивам их туда включил. Среди ресурсов, значившихся в списке ограниченного доступа, были charter97.org, belaruspartisan.org, блог Евгения Липковича в ЖЖ, правозащитный сайт spring96.org и др.

Ситуация несколько изменилась после внесения изменений в Закон «О средствах массовой информации», вступивших в силу в начале 2015 года.  В соответствии с новой статьей  51.1 «Ограничение доступа к продукции средств массовой информации, распространяемой посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет»  ограничение доступа реализуется по решению Министерства информации в связи с распространением запрещенной законодательством информации. Запрещенными  являются пропаганда насилия, войны, жестокости, экстремисткой деятельности, потребления и использования наркотических и психотропных веществ, порнография, а также информация, которая способна нанести вред национальным интересам страны.  Блокироваться могут не только Интернет-ресурсы белорусского сегмента Интернета, но находящиеся за его пределами. Блокирование возможно даже за однократное нарушение, в течение трехмесячного срока со дня возникновения оснований. Оно  осуществляется провайдерами по решению Министерства информации во внесудебном порядке, причем в законе ничего не говорится о возможности его судебного обжалования.  Требования об устранении нарушений законодательства о СМИ могут предъявлять не только Министерство информации, но и другие государственные органы.

19 февраля 2015 г. ОАЦ и Министерство связи и информатизации совместным Постановлением № 6/8 утвердили новое Положение о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам в Интернете, в соответствии с которым допускается ограничение доступа к сайтам:

— владельцам которых в течение года вынесено два и более письменных предупреждения Министерства информации;

— содержащим информационные сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, иную информацию, запрещенную или ограниченную к распространению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также вступившими в законную силу решениями суда;

— владельцы которых не выполнили законное требование государственного органа об устранении нарушений законодательства о средствах массовой информации.

Список ограниченного доступа формируется на основании решений Министерства информации. Сейчас доступ к нежелательным интернет-ресурсам ограничивается в обязательном порядке не только для государственных органов и организаций, организаций образования, культуры, но и для всех прочих белорусских пользователей Интернета. «Черный список» по-прежнему не является общедоступным. По состоянию на 4 мая 2015 года в списке находились 18 сайтов.

Ответственность за комментарии

Для Беларуси стало обычной практикой привлечение к ответственности за высказывания (фотоснимки, видеоролики), размещенные в Интернете, что свидетельствует о пристальном внимании к нему со стороны властей. Так, драматург Андрей Карелин был наказан штрафом за негативные комментарии в адрес белорусской милиции, оставленные на сайте tut.by.

Известен случай, когда автор комментария был признан виновным и приговорен к крупному штрафу по статье 391 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оскорбление судьи или народного заседателя». Неоднократно размещение фотографий в Интернете общественными активистами расценивалось как проведение несанкционированного массового мероприятия и влекло за собой административную ответственность.

С начала 2015 года ситуация с комментариями приобрела новую специфику. С принятием изменений в статью 38 Закона «О средствах массовой информации» ответственность за контент распространяется и на владельцев Интернет-ресурсов, которые обязаны «не допускать использование этого информационного ресурса (его составной части) для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям настоящего Закона». Таким образом, появились правовые основания для привлечения их к ответственности (вплоть до блокирования Интернет-ресурсов). При этом в Законе четко не указано, в какие сроки и какие действия должен совершить владелец сайта во избежание ответственности за размещенный комментарий.

Аналогичные положения содержатся в Декрете Президента Республики Беларусь № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», принятом в конце 2014 года. Они обязывают владельцев Интернет-ресурсов «анализировать содержание принадлежащих им информационных ресурсов и не допускать использования их информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков; информировать органы внутренних дел о попытках использования принадлежащих им информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков.»

Эти нововведения противоречат положениям Указа Президента № 60, в соответствии с которым ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию). Очевидно, что этот конфликт требует разрешения и, вероятно, это произойдет не в пользу владельцев сайтов. Как сообщила Министр информации Лилия Ананич, подготовлен проект изменений в Указ Президента № 60 с целью его согласования с нововведениями. У часе анлайн-канферэнцыі 19 студзеня 2015 г. она падкрэсліла, што «орган дзяржаўнага кіравання... будзе выносіць уладальнікам рэсурсаў папярэджанне, калі ў каментарах змяшчаецца інфармацыя, распаўсюд якой забаронены законам, альбо наносіць шкоду дзяржаўным і грамадскім інтарэсам, альбо мае непраўдзівую, абразлівую інфармацыю”.

Контроль за пользователями

Еще Указом № 60 было закреплено намерение государства ввести контроль за пользователями Интернета - на поставщиков Интернет-услуг возлагалась обязанность обеспечивать формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах, однако тогда не назывался срок реализации этого нововведения. Декрет Президента «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» предусматривает для этого конкретную дату — с 1 января 2016 г. Очевидно, что сбор провайдерами сведений о пользователях Интернета, мотивированный необходимостью противодействия незаконному обороту наркотиков, создает возможность для тотального контроля за ними, поскольку такие базы данных могут использоваться государственными органами и для других целей. В отсутствие в Беларуси механизма контроля субъекта данных за использованием информации о нем (получения уведомления о том, что кто и зачем получает к ним доступ) и независимого надзорного органа это приведет к посягательствам на тайну личной жизни граждан, неотъемлемыми составляющими которой являются анонимность и тайна корреспонденции.

Материалы по теме сюжета

Министерство информации объяснило, почему заблокирован сайт "Хартия'97" Новости

Министерство информации объяснило, почему заблокирован сайт "Хартия'97"

Доступ к интернет-ресурсу charter97.org ограничен за распространение запрещенной информации.

ОАЦ, Беларусь, Интернет, указ №98, указ 98 Новости

ОАЦ: Указ № 98 не коснется Skype и Viber при звонках между мессенджерами

Оперативно-аналитический центр опубликовал ответы на вопросы о действии нового указа № 98 "О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи".

Новости

Андрей Бастунец: Предупреждение – не профилактическая мера, а санкция

Председатель ОО «БАЖ» прокомментировал пресс-службе организации вынесение письменных предупреждений двум сайтам.

Мининформ закрыл пять сайтов за информацию о наркотиках Новости

Мининформ закрыл пять сайтов за информацию о наркотиках

Министерство информации ограничило доступ к пяти информационным ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Об этом сообщает пресс-служба ведомства. Читать полностью:  http://news.tut.by/society/485887.html

Доступ к сайту БелаПАН был заблокирован Новости

Доступ к сайту БелаПАН был заблокирован

Во второй половине дня 15 февраля из-за хакерской атаки доступ к сайту информационной компании БелаПАН отсутствовал, – сообщает редакция.

Домены в зоне .бел Новости

В зоне .бел зарегистрировано более 16 тысяч доменов

Среди доменов на кириллице зона .бел занимает второе место по количеству регистраций. Все двухбуквенные домены в зоне .by уже зарегистрированы

Новости

Белорусские провайдеры с 1 января будут хранить сведения о посещаемых пользователями сайтах

Белорусские провайдеры с 1 января должны хранить сведения о посещаемых пользователями сайтах. Это предусмотрено постановлением Министерства связи и информатизации Беларуси №6 от 18 февраля 2015 года, сообщает БЕЛТА.

Новости

Мининформации блокировало в этом году 40 сайтов, из них 11 – за экстремизм

В 2015 году Министерство информации ограничивало доступ к 40 информационным интернет-ресурсам.

Данные

Ограничение доступа к сайтам в Беларуси (таблица)

Случаи, не связанные с пропагандой наркотиков, психотропных веществ, а также нарушением законодательства о троговле.

Новости

Заявление Белорусской информационной компании БелаПАН в связи с DDоS-атакой на сайты

  3 октября 2015 года сервер БелаПАН, на котором расположены сайты нашей информационной компании и принадлежащей нам интернет-газеты Naviny.by, подвергся массированной DDоS-атаке, которая продолжается до сих пор.

Новости

Сайты агентства БелаПАН работают с перебоями

Начиная с 3 октября доступ к сайтам негосударственного информационого агентства БелаПАН – belapan.com и naviny.by затруднён и нестабилен. Редакция заявляет о dDoS-атаках.

Акценты

Белорусский сегмент интернета: под колпаком у государства

К выборам президента страны "Белтелеком" установит оборудование для контроля и блокировки интернета. Эксперты уверены, что главной целью ограничительных мер будет политическая цензура.

Акценты

Власти толкают негосударственные СМИ к самоцензуре

Первый серьезный инцидент с блокированием веб-СМИ в Беларуси закончился более-менее благополучно: Министерство информации возобновило доступ к ресурсу kyky.org после того, как с сайта в июне были удалены несколько материалов, которые ведомство сочло способными нанести вред национальным интересам.

Экспертиза и комментарии

Комментарий к положениям Декрета Президента Республики Беларусь № 6

«О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», касающимся распространения и получения информации.