3389

Литературное путешествие по Ушаччине

28.06.2016 Источник: Светлана Баксичева для baj.by

«Я знаю, что портрет Петра Устиновича висит у каждого из вас над рабочим местом», — шутит  сотрудник минского литературного музея Петруся Бровки Дмитрий во время нашей дороги в Путилковичи. Это последний пункт литературного путешествия по Ушаччине, которое посвящено трём творцам из этого края — Василю Быкову, Петрусю Бровке, Рыгору Бородулину.

Коллеги Дмитрия также в предвкушении: они везут в деревню подарок, один из 17-ти чемоданов, подаренных Юрием Петровичем, сыном Бровки. Однако здесь собрались не только музейщики, но и люди, которые просто интересуются белорусской историей.

Как сохраняется  память о белорусских писателях и поэтах —  на это вопрос мы смогли ответить после целого дня наблюдений.

«Ва ўшацкай мове ёсць ёмістае слова «дружбіст» ..

Первый пункт на карте нашего литературного паломничества — Ушачи, место, где родился Бородулин. Несмотря на то, что поездка связана с белорусскими авторами, первым делом нас отправили по классической программе — в Музей народной славы. Девушка в военной форме провожает группу в зал и начинает очень быстро рассказывать об экспонатах, параллельно отмечая: «У вас мало времени, поэтому я буду краткой». Стремительную речь разбирают не все, и часть людей уходит самостоятельно разглядывать представленные экспонаты.

На первом этаже музея уже стоит подарок от минских коллег. Это литературная выставка, посвящённая Петрусю Бровке. Состоит она из архивных материалов, стихотворений, иллюстраций.

На одной из фотографий — Петрусь Бровка и Рыгор Бородулин.  Рядом со снимком цитата:

"Ва ўшацкай мове ёсць ёмістае слова “дружбіст”. Пятрусь Усцінавіч любіў паўтараць яго, бо слова гэтае дужа глыбока выяўляла пастаянны стан душы паэта, ягоную шчодрасць на дружбу".

Именно так о своем соседе, коллеге и товарище  писал Рыгор Иванович.

Чуть позже начинается праздничное мероприятие, которое открывается роликом про Ушаччину.  Видно, что руку к организации приложили не только работники музея, но и местная администрация. Акцент в видео сделан не только на историческом и литературном наследии края. Сразу после трогательного монолога ветерана следует рассказ о местном санатории и заводе набивных гильз, что выглядит несколько разрозненно и непоследовательно.

Разговор в сторону литературы пытается перевести Наталья Мизон, заведующая литературным музеем Петруся Бровки. На импровизированной сцене она рассказывает о том, что идея поездки появилась после празднования 110-летия со дня рождения Петра Устиновича: «Хотелось приехать и поклониться местам, связанным с именами этих великих творцов. Надеюсь, что люди будут долго обсуждать то, что увидят».

Затем пешком идем в дом Бородулина. Дорога даётся нелегко, ведь летнее солнце нещадно палит. Однако Ушачи — небольшой городской посёлок, поэтому путь, к всеобщей радости, оказался коротким. Прямо возле забора видим «тот самый вяз», который поэт посадил вместе с отцом в 1939 году. Дерево выглядит внушительно, рассматриваешь его как полноценный исторический артефакт.

Пока открывают дверь, мы стоим перед домом. Кто-то слушает воспоминания поэтессы Натальи Давыденко, кто-то уходит бродить по большому огороду, уже успевшему густо зарасти травой.  Возле крыльца лежит старый зонт, люди рядом гадают, не принадлежал ли он Рыгору Бородулину. Вряд ли, но вообразить это совсем легко.

Пока здесь всё выглядит так же, как и при жизни поэта.  Порой даже кажется, что тут до сих пор кто-то живёт.

Ребята из  «Спеўнага сходу» раздают нам распечатки со словами и предлагают всем вместе спеть. Лист А4 с двух сторон заполнен стихотворениями, которые так или иначе связаны с сегодняшними героями. Выглядит это несколько торжественно, но при этом очень душевно: прямо во дворе стоит человек 30, исполняя «Ой, лятала шэра перапёлка».

После этого небольшими группами заходим в дом. Сразу видно, что пока еще это не музей — многие вещи остались лежать на своих местах.

Можно рассматривать книги, трогать разные бытовые предметы, изучать странные рисунки на стенах — это создаёт особую атмосферу. Как будто ты заскочил к знаменитому творцу в гости, а он вышел на пару минут заварить чай. На стене висят меховые зимние шапки — девушки со смехом примеряют их, несмотря на то, что в доме очень жарко.

Следующее место, которое мы собрались посетить — Ушачское кладбище. Добраться до нужной нам могилы легко, путь помечен небольшими табличками. Кажется, что совсем недавно видела фото, где поэт с внучкой Доминикой стоит у надгробия своей матери, а теперь смотришь на соседний валун с надписью: «Рыгор Барадулін. Сын. 1935 – 2014», около которого лежат свечи и цветы.

Многие осторожно дотрагиваются рукой до памятника. На кладбище солнечно и тихо. Каждый мог сам выбрать, как прочувствовать эту ситуацию — молчаливо рассматривать всё вокруг или делиться с кем-нибудь  моментами из жизни, связанными с этим человеком. (Изначально здесь планировалось слово о поэте от Натальи Давыденко и Глеба Лободенко, но, видимо, произошло произвольное отклонение от плана.)

Театральные моменты в Бычках

Следующий пункт — Бычки. Возле дома-музея уже собралось много людей. Гостей встречают женщины в национальных костюмах, которые предлагают разные угощения и холодную колодезную воду. От последнего сложно отказаться, ведь температура воздуха даже не думает идти на убыль. Чуть поодаль находятся столы с сувенирами, там же можно принять участие в беспроигрышной лотерее. Как это связано с писателем, не совсем понятно.

Оказалось, что нам приготовили небольшое театральное представление. После просмотра мнения разделились: у молодёжи по большей части сложилось ощущение, что здешние люди добавили чуть больше официальности, чем нужно. Будто ориентировались на приезд какого-нибудь начальства, а не обычных людей, интересующихся историей и литературой. Другая же часть нашей импровизированной делегации пришла в восторг, и от всего сердца благодарила за такой творческий приём.

После окончания торжественной части слышу голос женщины: «У нас таких насыщенных дней давно не было». Те самые дамы в национальных костюмах активно фотографируются с Сергеем Долгушевым, солистом группы Vuraj. Видимо, он покорил их своим пением. 

Путилковичи — здесь прошла юность Петруся Бровки

Ближе к вечеру мы попадаем в Путилковичи. Для многих из присутствующих это главная часть дороги. В частности, для молодых музейщиков. «Как только я устроилась работать, сразу поняла, что в нашем музее к этой деревне относятся с большим уважением. Все-таки юность Петра Устиновича прошла здесь. Естественно, я очень хотела побывать в этом месте», — радостно делится со мной Татьяна, сотрудница минского литературного музея П. Бровки.

Нас встречает мужчина в костюме — это Михаил Леонидович Сыс —  человек, который теперь заведует домом-музеем в Путиловичах. Раньше здесь жила семья Петра Устиновича Бровки. Точнее, в нескольких метрах от нынешнего здания. Настоящее жилище сгорело во время войны, теперь там находится памятник.

Немного смущенный, но довольный, он заводит нас в дом. Вообще, слово «заведующий» не очень соотносится с добродушным видом этого человека. Михаил Леонидович скорее любовно охраняет дом и с удовольствием открывает двери перед нечастыми гостями. «Деревня же почти заброшенная, всего наберётся не более 10 жителей», — разъясняет он сложившуюся ситуацию.

В углу одной из комнат уже стоит тот самый чемодан с фотографиями и личными вещами. Презентуют подарок молодые работницы музея. Они аккуратно показывают всем желающим содержимое чемодана — без перчаток трогать не стоит, экспонаты хрупкие. Например, самый старинный снимок датируется 1911 годом, и это оригинал. На фотографиях перед нами возникает не официальный Бровка-писатель, а муж и отец, человек с личными переживаниями. Девушки-экскурсоводы также подчёркивают это, зачитывая выдержки из телеграмм, благодаря которым образ литератора становится ещё ярче и ближе эмоционально. Вероятно, кому-то данное знакомство поможет лучше понять творчество уже и так достаточно хорошо известного автора.

***

После посещения дома нас зовут попробовать грибной суп, картошку из печи и чай на травах. Это достойное окончание дня. После ужина Михаил Леонидович приглашает всех желающих остаться на ночь. Такие люди нашлись, и они наверняка смогли услышать гораздо больше интересных историй от заведующего музеем.

По пути в Минск в автобусе даже кто-то поёт. Слышу от людей вокруг разные мысли: кому-то все понравилось, кто-то  выступает за другой подход к защите и популяризации нашей культуры, менее церемониальный. Однако все сходятся в том, что искренность и честная вовлеченность в таком деле чувствуется, и это подкупает. Сложно создавать что-то без личной заинтересованности, да и нужно ли. Важно найти грань, на которой собственное наследие остается близко, что называется, и уму, и сердцу. Интересно, в чьи руки позже перейдёт присмотр и забота за этими усадьбами, и что после этого изменится? Время покажет.

Самые важные новости и материалы в нашем Телеграм-канале — подписывайтесь!