1355

Представитель Немецкого союза журналистов: не называйте журналистов "пропагандистами", не вините посредника

14.11.2017 Источник: Пресс-служба ГА "Белорусская ассоциация журналистов" Сюжет: Фрыланс-журналістыка

На этой неделе в Минске состоится международная конференция "Перспективы и вызовы фриланс-журналистике в Европе. Особый фокус на Беларуси". Пресс-служба ОО "БАЖ" задала несколько вопросов одному из участников конференции — представителю Немецкого союза журналистов Майклу ХИРШЛЕРУ, который как раз отвечает за сотрудничество с фрилансерами.

— Технологии, новые медиа увеличили в Германии количество журналистов, которые работают как фрилансеры? В чем они уступают штатным журналистом или наоборот их превосходят?

— В начале открытия "золотой жилы" интернета и новых медиа в Германии, это примерно 1998 год, число профессиональных журналистов только увеличивалось, потому что бизнес охотно инвестировал в эту сферу. Но с концом интернет-бума в 2002 – 2003 годах, а также с наступлением экономического кризиса 2008 года число журналистов начало снижаться. Например, редакции пытаются сократить расходы на фото и вместо того, чтобы нанять профессионального фотографа, обращаются к пожарным или полиции за бесплатными фотографиями.

Google и Facebook занимают все большую долю рекламного рынка, многие медиа-организации зарабатывают все меньше денег и вынуждены увольнять журналистов.

Журналист-фрилансер имеет свободу выбора темы, времени и места работы, и это самое большое преимущество. С другой стороны, есть риск просто не найти себе работу, либо получать только задания с невысокой оплатой, и, соответственно, мириться с невысоким уровнем доходов, недостаточными социальными гарантиями и отсутствием сбережений. А также постоянно находится в поиске работы. Это может нервировать и создавать большой уровень стресса.

— Часто ли журналисты в Германии пытаются основать свой информационный ресурс, предпринять свой проект Можете описать несколько успешных новых проектов в журналистике, стартовавших в течение последних 2-3 лет?

— Большинство журналистов (и большинство фрилансеров) стремятся работать на уже существующие издания, а не основывать свой собственный ресурс. Количество журналистав-«мелких предпринимателей» составляет менее 5 процентов от всех фрилансеров, может быть, даже меньше 3 процентов. Почему? Потому что организация и продвижение своего бизнеса — это большой кусок работы.

Многие люди выбирают эту профессию, потому что они хотят наблюдать и комментировать, иметь больше свободного времени, чтобы «заниматься журналистикой», а не бизнесом.

Назвать успешные проекты, появившиеся в последние 2-3 года, нелегко, так как именно столько времени нужно, чтобы создать свой проект и вывести его на рынок.

Среди недавних успешных проектов (не знаю точно, как долго они на рынке) — transfermarkt.de. В проекте занято более 28 человек, они пишут о «рынке футболистов». Либо такие футбольные сайты, как Sporttube или Sporttotal.tv. К долгосрочным фрилансерским проектам относится сайт versicherungsjournal.de, который существует более 10 лет и пишет о страховании. Сайт osthessennewsjournal.de — еще один проект, начатый фрилансером. Сейчас это региональная интернет-газета имеет около 30 сотрудников и финансируется за счет рекламы, но этому проекту также более 10 лет.

— Какие сдвиги, повороты, трансформации произошли в профессии журналиста, которых вы не ожидали еще лет пять назад?

— Ожидал ли я, что Google, Facebook и другие социальные сети фактически проглотить Интернет и рекламный рынок? Если честно, то нет. Конечно, пять лет назад я знал, что они — важный игрок на рынке, но я не ожидал, что они разделят между собой более 90 процентов рекламного рынка, а этот момент важен для финансирования интернет-сайтов.

Это уничтожает честных издателей, которым нужен доход от рекламы. И это уничтожает свободные СМИ, так как «большая пятерка» (или шестерка или семерка) действительно манипулирует общественным мнением, имея различные средства цензурирования контента на своих площадках.

— Как в Германии журналисты из редакций конкурируют с "народной журналистикой" (блоггерами, соцсетями и т.д.). То есть как выглядит расстановка сил на информационном поле?

— Конкуренцию выигрывают лучшие: быстрые, более надежные, точные, и с большим количеством связей в определенной сфере (например, в политике или спорте). Также нужно знать различные инструменты и быть готовым заниматься пиаром (что хорошо оплачивается, гораздо лучше, чем журналистика). Некоторые журналисты сдаются и уходят из профессии. Например, многие традиционные фотографы не могут конкурировать с фотографами "из народа", а также полицией или пожарной бригадой, которые соглашаются бесплатно прислать фотографии с места происшествия по электронной почте. Лучше стать не традиционным фотокорреспондентом, а начать публиковать свои снимки в Instagram, в надежде завоевать уважение и популярность в этой сети ...

— Вы были в Беларуси раньше? Что вы знаете о стране, каковы ваши ожидания?

— Что я знаю? Я знаю, что эта страна находится между Польшей и Россией, и там живут замечательные люди. Иногда я смотрю телеканал Belarus24, который транслируется на спутнике Hotbird 13.0 с 2014 года, а я очень люблю спутниковое телевидение. Belarus24 показывает много интересных сюжетов и дает некоторое представление о стране. Белорусы любят жизнь, хорошо поесть, они создают превосходные компьютерные игры и, прежде всего, очень трудолюбивые. Им нравится и Запад, и Восток, и они талантливо поддерживают отношения и с теми, и с другими, что, очевидно, не просто.

Конечно, мне было бы интересно узнать больше о проблемах и вызовах, стоящих перед журналистами в Беларуси. Также я хотел бы посетить книжные магазины, так как немного знаю русский язык (к сожалению, не белорусский), и слышал, что в Минске есть интересные книжные магазины, и по крайней мере один из них даже открыт до 10 вечера.

— Как вы относитесь к тому, что многие тексты о Беларуси в западных медиа начинаются со слов "Последняя диктатура Европы, последний диктатор Лукашенко". Почему журналисты не спешат отступать от этих штампованных образов?

— Кажется, эти слова принадлежат тогдашнему министру иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, высказывание которого попало на первые страницы газет и было подхвачено прессой. Думаю, что большинство немцев считают, что это правда, и большинство немецких журналистов также придерживаются этого мнения. С точки зрения социологии, по-видимому, почти неизбежно, что и я буду придерживаться этого мнения, так как работаю в Союзе немецких журналистов. Но я открыт к новым знаниям о Беларуси, может быть, я смогу познакомиться с членами или сторонниками правящей партии. Мне всегда нравится говорить с членами правящих партий, так, как правило, они говорят очень уверенно и оптимистично, а мне нравится оптимизм. Это всегда хорошее начало для разговора.

— В Беларуси есть большая проблема с легализацией журналистов-фрилансеров, власти их преследуют. Каким образом, по вашему мнению, можно решить этот вопрос?

Очень просто: прекратить штрафовать журналистов за выполнение профессиональных обязанностей.

Если вам не нравится подача зарубежных СМИ, дайте больше денег на свои национальные медиа, сделайте больше белорусских спутниковых каналов (я точно был бы благодарен за это). Немцы говорят «Impfung ist die beste Medizin» ( «Прививка — лучшее лечение»).

Если вы хотите, чтобы страна была сильной, ее нужно открыть для любых СМИ и мнений, иностранных или внутренних. Вкладывайте больше в собственную журналистику, СМИ и боритесь за свободу слова.

Печально видеть, как всем мире политики говорят, что надо запретить каналы Russia Today или "Россия 24", или что вы не должны смотреть Press TV (Иран), Аль-Джазира или CNN, или что телевидение, радио или сайт Deutsche Welle — это неприемлемо.

По всему миру, каждый день, журналисты из разных стран и идеологий работают, чтобы донести миру то, что они хотят сказать. Не называйте их "пропагандистами", не вините посредника. Следите за новостями, смотрите новости из любого источника, попробуйте сформировать свое собственное мнение.

Белорусы достигли больших успехов в ИТ, потому что не боятся участвовать в мировой конкуренции. То же самое нужно делать и в журналистике.

Не бойтесь никакой журналистики, конкурируйте с ней, и, возможно, скоро ваши телешоу (и журналистика) станут одними из лучших.