685

Ограничения свободы деятельности в Интернете / 1.10.2015-31.12.2016

06.04.2018

2015 (1 октября – 31 декабря)

3 октября 2015 г. приблизительно в 12 часов начались массированные DDoS-атаки на сайты негосударственного информагентства БелаПАН. В результате сайты naviny.by и belapan.by оказались недоступными для пользователей; с 5 октября они начали работать, но с перебоями. 5 октября информационная компания БелаПАН выступила с заявлением по поводу DDoS-атак, в котором они связывались с публикацией в интернет-газете Naviny.by статей о религиозно-политической акции «Молитва за Беларусь». В статьях критиковались методы организации упомянутой акции, подавались мнения студентов, которые «по разнарядке» пришли на мероприятие с участием руководителя государства. 5 октября ОО «БАЖ» также распространило заявление по поводу атаки на сайты БелаПАН, рассматривая ее «как попытку наказать Belapan.com i Naviny.by за выполнение профессиональных обязанностей» и «грубое вмешательство в работу независимых медиа» во время электоральной кампании. СМИ в Беларуси 2015 38 Журналистская организация призвала прекратить любые атаки на независимые медиа, чтобы обеспечить конституционное право граждан получать информацию из разных источников.

12 октября 2015 г. – в ночь после выборов – от 1.20 до 1.35 были недоступны независимые информационные сайты nn.by, charter97.org, belaruspartisan.org, naviny.by, euroradio.fm. В 1.35 доступ к ним восстановился.

15 октября 2015 г. Министерством информации во исполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года №6 ”О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков“ и Закона Республики Беларусь ”О средствах массовой информации“ принято решение об ограничении доступа к информационному ресурсу, содержащему материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.

26 октября 2015 г. на основании письменного уведомления Минского городского исполнительного комитета, руководствуясь Законом Республики Беларусь ”О средствах массовой информации“, Министерством информации было принято решение об ограничении доступа к информационному ресурсу http://379.by, на котором систематически размещалась реклама деятельности, связанной с доставкой алкогольной продукции. 

8 декабря 2015 г. на основании письменного уведомления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, руководствуясь Законом Республики Беларусь ”О средствах массовой информации“, Министерством информации было принято решение об ограничении доступа к информационному ресурсу dutyfree.by, на котором систематически размещалась реклама алкогольной продукции и деятельности, связанной с ее доставкой.

 

2016

15 февраля 2016 г. не было доступа к сайту информационного агентства БелаПАН из-за хакерской атаки. Это была не первая хакерская атака на сайт информационного агентства во время общественно значимых событий. Как отметил БелаПАН: "Это случилось в день, когда происходили важные события в жизни страны: митинг индивидуальных предпринимателей на Октябрьской площади Минска и заседание Совета ЕС в Брюсселе, на котором рассматривался вопрос о снятии санкций с большинства белорусских чиновников".

22 февраля 2016 г. на основании уведомления Министерства внутренних дел Министерством информации было принято решение об ограничении доступа к 5 информационным ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.

2 марта 2016 г. сайты nn.by ("Наша Ніва") и ej.by ("Ежедневник") получили письменные предупреждения Министерства информации за нарушение закона о СМИ. Информация об этом была размещена на сайте министерства под названием «Закон о СМИ нужно выполнять”. Сайт “Нашей нивы” был предупрежден за публикацию «В Беларуси красный уровень демографической опасности: ежегодно “вымирает” райцентр” – по мнению министерства, это дискредитирует результативность государственной демографической политики. “Ежедневник” получил предупреждение за “дискредитацию вооруженных сил Республики Беларусь” – текст о боевой готовности белорусского армии сопровождался фотографией немецкой боевой техники времен Второй мировой войны.

6 июня 2016 г. администратора группы «Рудобельская показуха» в соцсети “Одноклассники” Андрея Паука оштрафовали на 2,1 млн рублей (94 евро) по ст. 9.2. КоАП Республики Беларусь (“Клевета"). Такое решение принял судья Октябрьского районного суда (Гомельская область) Владимир Василевский. Протокол был составлен по заявлению заместителя начальника идеологической работы, культуры и по делам молодежи Октябрьского райисполкома Сергея Заричного. Основанием для обращения в милицию стал пост Андрея Паука, в котором он выражал подозрения в коррумпированности чиновника. Сам администратор признает, что хотел задать вопрос, но получилось утверждение. Он принес извинения заявителю в суде, но тот не принял их.

16 августа 2016 г. из-за действий неизвестных лиц не работал сайт могилевского отделения правозащитного центра "Весна" mspring.online. По словам журналиста сайта Александра Буракова (младшего), кто-то специально пытался заблокировать доступ к сайту системному администратору. Фактически сайт был полностью разрушен. Чтобы возобновить работу ресурса, понадобилось шесть часов. Журналисты mspring.online связывали попытку помешать работе сайта с выборами в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Фактически их сайт являлся единственным независимым веб-ресурсом в Могилеве, который регулярно давал информацию об избирательной кампании.

 25 августа 2016 г. девять статей, опубликованных на сайте 1863x.com, были признаны судьей суда Центрального района г. Минска «экстремистскими» в связи с уголовным делом задержанного редактора сайта Эдуарда Пальчиса. Рассмотрение дела проходило в закрытом заседании. По словам адвоката Анны Бахтиной, суд рассматривал только результаты экспертизы, а не сами материалы с сайта. Эдуард Пальчиса (псевдоним Jhon Silver) является основателем 1863x.com – блога, посвященного анализу текущих политических событий в Беларуси, России и Украине, а также белорусской истории и культуры. В 2015 году он был обвинен в разжигании вражды по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности (ч. 1 ст. 130 Уголовного кодекса), а также в распространении порнографических материалов (ст. 343 УК). В октябре 2015 г. Пальчис покинул Беларусь, чтобы избежать преследования, и был объявлен в международный розыск; задержан в Российской Федерации во время пересечении границы Украины и России 23 января 2016 г. Эдуард Пальчис был переведен из Брянского СИЗО в следственный изолятор в Минске в конце мая. До суда он находился под стражей. Белорусские правозащитные организации признали Эдуарда Пальчиса политическим заключенным, а дело против него – политически мотивированным. 28 октября минский городской суд приговорил блогера Эдуарда Пальчиса к 1 году и 9 месяцам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. Блогер был признан виновным в разжигании вражды по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности (ч. 1 ст. CМИ в Беларуси 2016 9 130 Уголовного кодекса РБ), а также в распространении порнографических материалов (ст. 343 УК). Эдуард Пальчис был освобожден из-под стражи в зале суда. С учетом времени, проведенного под стражей и в специальном медицинском учреждении во время судебно-медицинской экспертизы, оставшийся срок наказания составил 2 месяца.

26 сентября 2016 г. суд Центрального района Минска принял решение заблокировать на территории Беларуси сайт белорусской анархистской группы «Луч» (pramen.io), из-за якобы размещенных на сайте «экстремистских материалов». «Настоящей же причиной является то, что наш сайт представляет альтернативную официальной точку зрения на события в Беларуси и в мире, – отметили представители группы. – Его блокировка – закономерный шаг по уничтожению государством любых неподконтрольных средств информации».

6 декабря 2016 г. Следственный комитет РБ арестовал блогеров Юрия Павловца (в Минске) и Дмитрия Алимкина (в Бресте), против которых были возбуждены уголовные дела за разжигание ненависти (ст. 130 Уголовного кодекса РБ) путем публикаций на российских сайтах Regnum, Lenta.ru, EADaily. 9 декабря Следственный комитет Республики Беларусь сообщил об аресте сотрудника российского сайта "Регнум" Сергея Шиптенко в рамках расследования дела по ст. 130 Уголовного кодекса Беларуси. Дело было возбуждено по подозрению в "совершении умышленных действий, направленных на возбуждение у различных групп населения России и Беларуси национальной и иной социальной вражды, а также розни по признакам национальной, языковой и иной социальной принадлежности, выразившихся в подготовке и размещению в интернете статей под псевдонимом Артур Григорьев". У подозреваемых были проведены обыски; изъята техника. Первоначально сообщалось, что дела возбуждены по третьей части ст. 130 Уголовного кодекса (совершение преступления группой лиц), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет. В дальнейшем обвинение было переквалифицировано на первую часть упомянутой статьи, которая допускает альтернативные виды наказания (штраф, арест, ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок). Основанием для возбуждения уголовных дел стали обращения в Следственный комитет Министерства информации, в которых сообщалось о наличии в публикациях этих авторов признаков проявления экстремизма. Министерство информации ссылалось на заключение Республиканской экспертной комиссии при министерстве по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма. Мнения белорусской общественности по поводу задержания авторов "Регнум" и других российских сайтов разделились. Многие сочли эти действия со стороны государства мерами по защите национального суверенитета, но другие увидели в них угрозу свободе выражения мнения. Редакция "Регнум" обозначила действия силовых структур как "провокационные и предательские по отношению к Беларуси и России". "Репортеры без границ" призвали белорусские власти немедленно освободить задержанных. "Статьи этих трех блогеров являются спорными, но это не оправдывает их заключение, – заявил Йохан Бир, руководитель отдела RSF по Восточной Европе и Центральной Азии. – В соответствии с международными стандартами их временное задержание не является ни необходимым, ни пропорциональным".

26 декабря 2016 г. Министерство информации РБ вынесло письменное предупреждение независимому информационно-публицистическому интернет-порталу «Витебский курьер» (vkurier.by) «за распространение недостоверной информации, которая может нанести вред общественным интересам». В официальном сообщении на сайте министерства не уточнялось, какая именно информация имелась в виду.

31 декабря 2016 г. из ответа заместителя министра информации на запрос ОО "БАЖ" стало известно, что с января по ноябрь 2016 года Министерство информации вынесло 8 предупреждений информационным ресурсам, которые распространяются с помощью глобальной компьютерной сети Интернет. Кроме того, в 2016 г. Министерством информации были приняты решения об ограничении доступа к 47 информационным ресурсам (к 1 из них доступ был восстановлен). 21 из этих ресурсов были заблокированы за распространение информации, направленной на сбыт наркотических средств, 13 – за распространение экстремистских материалов, 11 – за ненадлежащую рекламу, 2 – за пропаганду порнографии, насилия и жестокости.