2814

Обоснование неправомерности привлечения к ответственности журналистов-фрилансеров за сотрудничество с иностранными СМИ

10.08.2015 Источник: Андрей Бастунец, председатель ОО "БАЖ", юрист Сюжет: 22.9 КаАП

В последнее время участились случаи привлечения к ответственности журналистов, материалы которых появляются в иностранных средствах массовой информации, по части 2 ст. 22.9 Кодекса об административных правонарушениях.

Андрей Бастунец, председатель ОО "БАЖ", юрист

Журналистов обвиняют в профессиональной деятельности журналиста иностранного СМИ без аккредитации Министерства иностранных дел Республики Беларусь, что приравнивается к незаконному изготовлению и (или) распространению продукции СМИ.

По мнению ОО «Белорусская ассоциация журналистов», это, не соответствует законодательству и является необоснованным по следующим основаниям:

1) Журналисты-фрилансеры в соответствии с белорусским законодательством не могут рассматриваться как журналисты иностранных СМИ. Требования получения аккредитации в МИД на них не распространяются

Журналистом иностранного СМИ признается лицо, занимающееся сбором, редактированием и созданием (подготовкой) информационных сообщений и (или) материалов для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, зарегистрированного за пределами Республики Беларусь, связанное с этим юридическим лицом трудовыми отношениями (п. 6 ст. 1 Закона «О средствах массовой информации»).

В большинстве случаев журналисты, привлекаемые к ответственности, не состоят в трудовых отношениях с иностранными юридическими лицами, на которые возложены функции редакции средства массовой информации, зарегистрированного за пределами Республики Беларусь.  Являясь фрилансерами, они предлагают свои материалы различным СМИ, в том числе и зарубежным, но не являются их штатными сотрудниками. Соответственно, они не обязаны получать аккредитацию МИД и ответственность за работу без аккредитации на них не распространяется.  Свою деятельность они осуществляют на основании законов «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах» и Конституции Республики Беларусь.

 

2) Часть 2 ст. 22.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за деятельность без аккредитации

Ч. 2 ст. 22 КоАП устанавливает ответственность за незаконное изготовление и (или) распространение  продукции средства массовой информации. 

Определение термина «продукция средства массовой информации» дано в п. 15 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»:  это тираж (часть тиража) отдельного номера печатного средства массовой информации, отдельный выпуск радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- либо видеозаписи программы, а также информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые в установленном порядке через глобальную компьютерную сеть Интернет.

Продукцию СМИ изготавливает ее производитель – юридическое лицо, на которое возложены функции  редакции средства массовой информации (пункт 26 ст. 1 и ст. 30  Закона «О средствах массовой информации»). Журналист же готовит для этого юридического лица информационные сообщения и (или) материалы (пункты 6, 7  ст. 1 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»), причем каждый отдельный материал продукцией СМИ не является (таковой признается лишь их совокупность, имеющая постоянное название и носящее периодический характер изготовления и распространения).

Исходя из приведенных в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации» дефиниций, журналист не может быть отнесен к субъектам изготовления (выпуска) продукции СМИ, а также ее распространения (этим занимается распространитель продукции средства массовой информации (п. 19 ст. 1 Закона «О средствах массовой информации»). Соответственно, он не может привлекаться к ответственности за нарушение порядка осуществления этой деятельности.

Субъектами ответственности за незаконное изготовление и (или) распространение продукции СМИ являются физические лица, но не журналисты, а руководители юридических лиц, изготовляющих и распространяющих продукцию СМИ, владельцы Интернет-ресурсов, иные физические лица, осуществляющие такую деятельность.

Обращаем внимание, что журналисты-фрилансеры не имеют возможности самостоятельно разместить свой материал в иностранных СМИ или на зарубежных сайтах. Это вправе делать лишь уполномоченные лица редакций СМИ, администраторы сайта или лица, имеющие пароль доступа. Таким образом, обвинение журналистов в нарушении порядка изготовления и распространения продукции СМИ путем размещении материала в СМИ или на сайте не обоснованы.

 

3) Привлечение к ответственности граждан, материалы которых появляются в иностранных СМИ, нарушает Конституцию и международные правовые обязательства Республики Беларусь

Ст. 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.  

Об этом же праве говорится и в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Беларусь. В соответствии с частью 2 этой статьи каждый человек имеет право искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

В соответствии с Основным Законом пользование информацией может быть ограничено законодательством, но только в определенных целях, а именно - для защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.  Об этом же говорится и в ст. 19 МПГПП.

Между тем, основанием для привлечения к ответственности журналистов по ч.2 ст. 22.9 КоАП является не противоправное содержание их материалов, а сам факт их появления в зарубежных медиа. Это грубо нарушает принципы допустимости ограничения свободы выражения мнения, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и Международным пактом о гражданских и политических правах.