523

Мы пытаемся втиснуть классические методы визуала в дигитальный мир. О чем спорят фоторедакторы медиа

05.02.2019 Источник: Таццяна Ткачова для Baj.by

Как работают с визуальным контентом современные медиа, есть ли резон публиковать в одном материале 70 фото и как будут выглядеть медиа в ближайшем будущем — редакторы и журналисты популярных белорусских медиа обсудили рабочие будни и свои перспективы.

В дискуссии участвовали представители TUT.BY, 34mag.net, CityDog.by, “Радыё Свабода”, “Наша Ніва”, Kyky.org , а также организатор “Месяца фотографии в Минске”.  

Медиаток о визуальном контенте в современных СМИ был организован Пресс-клубом Беларусь.

Как работают с визуальным контентом в редакциях

Кася Сыромолот, арт-директорка 34mag.net:

У нас работают четыре человека: я и три дизайнерки. У 34mag.net много проектов, в которых визуальная составляющая играет большую роль. Когда многие медиа стали верстать на Tilda и Readymag, я протестировала эти форматы и поняла, что для 34mag.net должна быть разработана собственная платформа, которая не будет ограничивать нашу фантазию и креативность.

Мы гордимся тем, что сделали мануалы, в которых задокументирован и описан каждый шаг, это делает наш сайт более лёгким в работе для дизайнеров и редакторов.

У нас есть свой визуальный стиль. Мы много внимания уделяем главной странице, потому что это — лицо издания.

Микола Шакель, сооснователь CityDog.by:

У нас также есть свой штат дизайнеров, которые занимаются интерфейсом и иллюстрацией. Мы работаем по принципу проектных команд. Каждую публикацию, рубрику мы воспринимаем как рекламный проект, у которого должен быть владелец, который понимает, что же нужно в итоге получить. Этот условный владелец следит за всеми процессами, пишет техническое задание, обсуждает и собирает команду, вместе с которой мы уже определяем визуал. Так мы работаем и над обычной публикацией, и над спецпроектом.

Юлія Коцкая, рэдактарка аддзела мультымедыя “Радыё Свабода:

Вельмі прыемна знаходзіцца ў кампаніі тых, хто займаецца візуалам, але мне здаецца, што тут яшчэ варта было б прысутнічаць рэдактарам і тэкставікам. Мультымедыйны аддзел “Радыё Свабода” даволі вялікі. Мы займаемся фота, відэа і графікай. Страшна зайздросцім рэдакцыям, у якіх ёсць уласныя дызайнеры, і таксама рухаемся ў гэтым накірунку. Пакуль карыстаемся аўтсорсам. Яшчэ працуем над тым, каб у нас з’явіўся більд-рэдактар.

Прыкладна тры гады таму ў рэдакцыі “Радыё Свабода” зразумелі, што фота — гэта важна. Калі мы робім праект, то над ім працуе мінімум тры чалавекі — пішучы журналіст, фатограф і відэааператар. У залежнасці ад праекта мы далучаем іншыя пазіцыі: праграмістаў і дызайнераў. Мы не карыстаемся платформамі Tilda альбо Readymag, бо хочам быць унікальнымі.

У нашай рэдакцыі пануе такая палітыка: калі ў чалавека ёсць жаданне і магчымасці перавучыцца, то трэба яму гэта дазволіць і дапамагчы. Працуем над тым, каб нашы супрацоўнікі ўвесь час адукоўваліся.

Юлия Волчёк, фоторедактор TUT.BY:

Согласна с Юлей: мы встречаемся, обсуждаем друг друга, фотографию, видео, но об этом не слышат пишущие журналисты. Необходимо взаимодействие пишущих и визуалов.

Если говорить про редакцию TUT.BY, то у нас выходит больше 200 новостей в день. Физически невозможно просмотреть визуал на 200 новостей. В мои функции как фоторедактора входит смотреть за главной страницей, потому что это — лицо издания.

Стремимся закрывать своими съемками максимальное количество материалов. Мы подписаны на Reuters, используем бесплатные фотостоки.

Цель в том, чтобы показывать максимально реалистичную картину жизни в Беларуси и за ее пределами.

Мы заметили, что в прошлые годы было по 1500 съемок в год. Сейчас примерно 1200. Но количество фотографов, с которыми мы работаем увеличивается. Мы стали больше работать с пользовательским контентом — не все материалы иллюстрируются фотографами TUT.BY.

Андрей Ленкевич, руководитель фестиваля ”Месяц фотографии в Минске:

Я работал для новостных агенств и зарубежных газет. Там совершенно другая история, тех проблем, которые мы сейчас обсуждаем, нет. В зарубежных изданиях есть профессиональный фоторедактор, который знает, какая иллюстрация нужна.

А уходил я из фотографии по двум причинам: первая — я попал в профессиональную среду, где фотожурналистка — это бизнес; вторая — ты как фотограф не можешь повлиять на то, что подписано под твоей фотографией.

Это большая трагедия, потому что моя фотография играет роль иллюстрации из стока.

О ценности визуального контента

Кася Сыромолот, арт-директорка 34mag.net:

Странно разделять визуал и контент, потому что визуал — это тоже контент.

Если добавить фото, видео и аудио, то материал заиграет новыми красками. Наш дизайнер — это режиссер. Нужно понимать, как читатель воспринимает материал, что поставить на главную страниц. Каждый наш проект имеет свое “лицо” и отличается от других стилем. Например, "Пяршак"  — контрастный и дерзкий. Для каждого ресурса мы разрабатываем свою подачу материала вплоть до цвета фона, размера шрифта. С помощью индивидуального подхода мы погружаем читателя в атмосферу того, что хотим сказать.

Сяргей Гудзілін, фотажурналіст, Наша Ніва”:

Раней нашы газеты і не ведалі, што патрэбен фотарэдактар, а за гэты час з’явіліся абсалютна новыя пазіцыі — пікчэр, дызайнер, акаунт-мэнэджэр. Фактычна мы праскокваем нейкія лагічныя ланцужкі развіцця нашага медыярынка.

Агулам беларуская журналістыка не візуальная, а тэкстуальная.

Фатографы прыдумалі жанр мультымедыя. Прайшло некалькі год, з’явіліся сацсеткі і троххвілінны ролік сціснуўся да адной хвіліны з субтытрамі. З’явіўся зусім іншы жанр.

Мы ўсе спрабуем заціснуць класічныя сродкі перадачы візуальнай інфармацыі ў дыгітальны свет. Гэта дзіўна.

Я з надзеяй гляжу на эксперыментальныя рэчы, напрыклад, калі Kyky.org спрабуе ілюстраваць навіны і тэксты скрынамі з фільмаў.  Гэта новая візуальная мова, якая можа сказаць нашмат больш, чым звычайная "заглушка" з ілюстрацыяй паверх якой яшчэ дублюецца тэкст і не зразумела, дзе тут фатаграфія.

Юлія Коцкая, рэдактарка аддзела мультымедыя “Радыё Свабода:

Мы эксперыментуем. Адзін з напрамкаў, які імкнемся развіваць, — гэта гейміфікацыя. Напрыклад, Місія “Паліклініка”, альбо тэсты, коміксы.

Проста фатографаў у нас няма. Мы здымаем відэа, робім падкасты, фатаграфуем.

Звяртаем увагу на тое, каб матэрыялы добра праглядаліся з мабільных тэлефонаў, бо трафіка адтуль больш, чым з дэсктопа.

Усе праекты аддзела мультымедыя — калектыўныя. Чалавек прыходзіць з ідэяй і мы пачынаем брэйнсторміць. Звычайна едзем "у поле", збіраем матэрыял, а потым нараджаецца ідэя, як гэта аформіць і прэзентаваць.

Часта рэдактары не разумеюць, што мы хочам і навошта. Таму спачатку робім, а ўжо потым паказваем. Рэдакцыя нам не перашкаджае.

Микола Шакель, сооснователь CityDog.by:

Сейчас быстро можно сделать спецпроект. Минус в том, что таких материалов стало очень много, а время на их потребление сокращается. Современный читатель пролистывает текст, останавливаясь на фотографиях. Мы следим за тем, чтобы из фотографий для материала складывалась история.

Сейчас первичен не текст, а фотографии и видео.

Важно понимать, что есть статьи, на которые нужно отдавать больше времени и лучше продумывать к ним визуал, чтобы на выходе получился крутой проект.

У нас есть материалы, которые трудно иллюстрируются. Например, рубрика “Стесняюсь спросить”. Мы смотрим частоту запросов в интернете и делаем интервью на эти темы с профессионалами. Материал про оргазм мы решили иллюстрировать коллажами.

В проекте “Как это любить” Настя, наша дизайнерка, верстала один из последних материалов, в котором было около 200 фотографий. Этот проект рассчитан на длительное чтение.

По метрикам видно, что люди на выходных возвращаются к таким статьям и подолгу смотрят фотографии, читают текст.

До того, как стали делать рубрику “Один день”, думали, что много фотографий — плохо.

Теперь у всех анлим, поэтому пусть смотрят столько фотографий, сколько хотят.

Юлия Волчёк, фоторедактор редакции TUT.BY:

Мы тоже делаем формат “один день”. Чтобы рассказать историю, нам хватает 10-15 кадров. Когда мы ставим больше, аудитория не досматривает материал до конца. Возможно, у нас с CityDog.by разные читатели.

Мне кажется, что нет смысла ставить 70–200 фотографий, потому что сюжеты одни и те же, внимание рассеивается и история в итоге не складывается.  

Сяргей Гудзілін, фотажурналіст, Наша Ніва”:

Я думаю, што перспектыўныя тэндэнцыі — гэта VR, імерсіўнае асяроддзе, дакументальнае кіно і праекты віртуальнай рэчаіснасці. Гэта тэхналогія, якая дакладна ілюструе наш узровень і парог захода тэхналогій на рынак. Мы не можам дазволіць прыход дарагіх тэхналогій, бо не хапае рэсурсаў. Магчыма, трэба аб’ядноўваць сілы нейкіх рэдакцый на важныя глабальныя тэмы, якія будуць падтрымліваць узровень грамадскай згоды і падвышаць візуальную культуру.

 

Три секунды на то, чтобы заинтересовать контентом

Влад Рубанов, бильд-редактор KyKy.org:

Если брать ленту соцсетей и плашки для переходов на статью, то нужно углубляться в колористику, чтобы понимать, как зацепить внимание читателя, чтобы среди большого потока информации он увидел ваш пост и перешел на сайт. Это наш приоритет.

Визуал должен различаться между собой. Где-то минимализм должен перекликаться с фотографией, где-то гифки с коллажами, где-то пустая плашка. Должна быть ирония. Например, мы объясняли на примере картинок с рыбками, что было с Настей Рыбкой.

Юлия Волчёк, фоторедактор TUT.BY:

С одной стороны у нас есть читатель, с другой стороны — фотограф. Мы предоставляем ему возможность высказаться. Я очень рада, что с нами работают одни из лучших. Я веду к тому, что когда фотограф отсылает вам фотографии, он делает свою супер-выборку.

Если человек не может из 70 фотографий выбрать лучшие и сделать историю, то ему как автору нечего сказать.

Андрей Ленкевич, руководитель фестиваля "Месяц Фотографии в Минске":

Я всех призываю ездить и смотреть выставки современного искусства, а также следить за зарубежными медиа. Как правило, у зарубежных СМИ есть материальные и профессиональные ресурсы, чтобы делать крутые материалы. Все, о чем вы сейчас говорите и показываете, пришло из современного искусства: коллаж, скриншоты из фильмов, геймификация.