НЕТ - ВОЙНЕ!
Основная версия сайта ЗДЕСЬ
2221

Массмедиа в Беларуси №4(44) СПЕЦВЫПУСК

18.11.2015

Краткая информация о выборах Президента Республики Беларусь – 2015. Ситуация в сфере СМИ в преддверии выборов (фон избирательной кампании). Соблюдение прав журналистов и СМИ во время избирательной кампании.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – 2015

30 июня 2015 г. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь назначила президентские выборы на 11 октября 2015 г.

10 сентября Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центризбирком) зарегистрировала четырех кандидатов в президенты, выдвинутых путем сбора подписей граждан: действующего президента Александра Лукашенко, Сергея Гайдукевича, Татьяну Короткевич и Николая Улаховича.

Часть оппозиции выступила за проведение кампании «Игнор» с призывом игнорировать голосование. (В 2013 г. в Избирательный кодекс были внесены изменения, запретившие призывы к бойкоту выборов.)

С момента регистрации кандидатов началась предвыборная агитация, которая продолжалась вплоть до 10 октября (предвыборный «день молчания»). Порядок использования СМИ при подготовке и проведении выборов был утвержден Центризбиркомом.

Государственный телеканал «Беларусь 1» и «Первый национальный канал Белорусского радио» предоставили каждому кандидату возможность бесплатно выступить перед избирателями (2 раза по телевидению, 2 раза по радио). 3 октября были проведены теледебаты между кандидатами. Кроме того, кандидаты получили право опубликовать свои программы в печатных СМИ, финансируемых государством, перечисленных в постановлении Центризбиркома.

Действующий президент А. Лукашенко возможностями бесплатного эфира и участия в теледебатах не воспользовался, но его присутствие на экранах государственных телерадиоканалов, а также в государственных печатных СМИ было преобладающим. Это показал мониторинг освещения президентских выборов средствами массовой информации, проведенный ОО «Белорусская ассоциация журналистов».

3 октября в Беларуси началось досрочное голосование. По данным Центризбиркома досрочно проголосовали более 36% избирателей, что явилось своеобразным рекордом президентских выборов в стране. Наблюдатели кампании «Правозащитники за свободные выборы» зафиксировали многочисленные факты принуждения к досрочному голосованию со стороны администраций предприятий и вузов.

11 октября проголосовала основная часть избирателей.

16 октября Центризбирком объявил, что победу на выборах одержал действующий Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Предварительная оценка избирательной кампании Международной миссией по наблюдению за выборами, включая условия деятельности СМИ, приведена в промежуточном отчете миссии.

 

СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ СМИ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ (ФОН ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ)

В предвыборный год белорусское законодательство в сфере СМИ и практика его применения ужесточились.

В конце декабря 2014 г. в закон «О средствах массовой информации» были в спешном порядке и без какого-либо обсуждения внесены дополнения и изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 г. В частности, Министерство информации получило право во внесудебном порядке ограничивать доступ к любым интернет-ресурсам (в том числе даже за одно нарушение законодательства о СМИ). При этом перечень информации, запрещенной к распространению в СМИ, и без того неопределенно сформулированный и допускающий возможности широкой трактовки, был дополнен пунктом «информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь». Со ссылкой на эту норму 18 июня Мининформ принял решение об ограничении доступа к сайту kyky.org (предупреждения редакции сайта не выносились). Как отмечалось в сообщении ведомства, в ряде публикаций сетевого издания "содержатся уничижительные высказывания в отношении государственного праздника Республики Беларусь – Дня Победы, граждан страны, в нем участвующих, оспаривается значимость данного события в истории государства, тем самым искажается историческая правда о Великой Отечественной войне". Доступ к сайту был открыт через 6 дней, после того как вызвавший претензии материал был снят с сайта. Блокирование сайта kyky.org было расценено специалистами как предупреждение интернет-сообществу.

Среди поправок, внесенных в Закон о СМИ в декабре 2014 г. – требование обязательной регистрации распространителей продукции СМИ с возможностью Министерства информации запретить их деятельность в качестве распространителей. Это положение вступило в силу с 1 июля, т.е. уже после назначения президентских выборов. Некоторые независимые издания, продававшие значительную часть своих тиражей через торговые предприятия и предпринимателей, столкнулись с уменьшением количества точек продаж своей продукции. Особенно это сказалось на изданиях, которые не могут распространяться через государственные предприятия, доминирующие на рынке распространения продукции СМИ («Белпочта» и предприятия системы «Союзпечать»). Незадолго до выборов редакции «Газеты Слонимской», «Intex-press» и «Intex-press плюс», «СНплюс. Свободные новости плюс» получили очередные отказы на свои обращения о включении их в подписные каталоги «Белпочта» или продаже через киоски предприятий «Союзпечати». В сентябре, уже во время избирательной кампании, подобные отказы получили редакции газет «Новы час» и «Борисовские новости».

В начале 2015 г. Мининформ вынес 27 предупреждений 26 средствам массовой информации. Поводом для их вынесения послужило неправильное, по мнению Мининформа, указание в выходных данных названия регистрирующего органа («Министерство информации РБ» вместо «Министерство информации Республики Беларусь»). Незначительность повода для вынесения предупреждений (при том, что после двух предупреждений в течение года Миниформ вправе обратиться в суд с иском о прекращении выпуска СМИ) показывает, что, возможно, их целью было увеличение самоцензуры в СМИ в преддверии избирательной кампании.

В 2015 г. усилилось давление на журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ без аккредитации. Суды на основании составленных милицией протоколов привлекали их к ответственности по произвольно трактуемой части 2 ст. 22.9 КоАП, которая предусматривает ответственность за незаконное изготовление и/или распространение продукции СМИ (такая практика началась с мая 2014 г.). Если в 2014 г. к ответственности по ст. 22.9 КоАП были привлечены 10 журналистов, то с января по август 2015 г. – 28.

Во всех случаях основанием для этого стало не содержание их материалов, а сам факт их появления в иностранных СМИ. После того как в начале августа на пресс-конференции с журналистами независимых СМИ президент Александр Лукашенко пообещал разобраться с ситуацией, новые дела по ст. 22.9 КоАп в отношении журналистов не возбуждались.

 

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ ВО ВРЕМЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Основные нарушения прав журналистов и СМИ были зафиксированы в октябре.

3 октября (день начала предварительного голосования избирателей) сервер информационной компании «БелаПАН», на котором размещены сайты самой информационной компании и принадлежащей ей интернет-газеты Naviny.by, попали под массированную DDоS-атаку, которая продолжалась несколько дней. БелаПАН связал это с публикацией на Naviny.by статей про «религиозно-политическую акцию «Молитва за Беларусь». В них критиковались методы ее организации, подавались мнения студентов, которые «по разнарядке» пришли на мероприятие с участием главы государства».

Во время проведения предварительного и основного голосования на некоторых избирательных участках журналистам запрещали проводить фото- и видеосъемку.

Так, 9 октября участковая избирательная комиссия обвинила журналиста газеты «Новы час» Артема Ляву, делавшего фотоснимки на избирательном участке №29 Ленинского района Минска, в том, что он препятствует избирательному процессу, и удалила его с избирательного участка. 11 октября, в день основного голосования, А. Ляву не впустили в помещение другого избирательного участка этого же района, № 33.

9 октября журналистка сайта «Бобруйский курьер» столкнулась с препятствиями в своей работе на избирательном участке в Бобруйске. Председатель участковой комиссии жестко «регламентировал» время ее нахождения на участке: делаете снимок и уходите. Журналистка вынуждена была покинуть участок.

11 октября журналистка польского интернет-издания Eastbook.eu не смогла снять на видео процесс подсчета голосов на одном из участков Первомайского района Минска.

В Бресте съемкам журналистов пыталась помешать наблюдатель от провластной организации «Белая Русь», в Минске с препятствиями в профессиональной деятельности неоднократно сталкивалась съемочная группа портала TUT.by и т.д.

Примечательно, что действия членов избирательных комиссий прямо противоречили указаниям Центризбиркома, которые приведены в "Примерном сценарии тренинга для членов участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь". В нем, в частности, разбирались ситуации с присутствием журналистов на избирательных участках и говорилось об их праве на проведение фото- и видеосъемки.

Среди других связанных с избирательным процессом нарушений прав журналистов можно назвать многочисленные отказы в информации, связанной с выборами. Однако в целом президентские выборы прошли довольно спокойно. Возможно, это связано с намерением официального Минска добиться положительной оценки президентских выборов со стороны международного сообщества, отсутствием политической напряженности в стране во время выборов, а также тем «охлаждающим» эффектом на СМИ, который уже был достигнут в результате ужесточения законодательства и практики его применения.

Самые важные новости и материалы в нашем Телеграм-канале — подписывайтесь!