364

Как вносить исправления в уже опубликованные журналистские материалы

19.09.2019 Источник: Cristiana Bedei, ijnet.org

Ошибки в уже опубликованном материале — худший кошмар журналиста. И не зря. Такие ошибки могут подорвать доверие к медиа и привести к серьезным последствиям, ведь самая важная задача журналистов – предоставлять точную и верную информацию. Но человеку свойственно ошибаться, особенно в быстром рабочем темпе современных редакций. В таких случаях снизить отрицательный эффект помогут правильно внесенные исправления.

Существует множество типов ошибок, включая опечатки, неправильное цитирование, неверные формулировки, клеветнические утверждения, упущенную информацию и неправильно приведенные факты. В 2012 году исследование, проведенное в Лондонском городском университете, показало, что от 40 до 60 процентов газетных статей, опубликованных за последние 70 лет в США, содержали разнообразные ошибки.

Несмотря на отсутствие четких международных стандартов, большинство мейнстримовых медиа принимают правила на случай, если поступят жалобы и придется вносить исправления в уже выпущенные материалы. Все чаще — особенно в цифровых медиа — можно видеть, что ошибки исправляются, и об этом сообщается в комментариях и в социальных медиа. Читатели же часто могут написать о найденных ошибках на специальный адрес электронной почты или в отведенном для этого разделе веб-сайта.

Наиболее известные, вызывающие полемику случаи последних месяцев включают ситуацию, которую Poynter в заголовке своей статьи назвал "матерью всех исправлений". В статье рассказывается о 15 ошибках и неточностях, допущенных в опубликованном в июле материале The Washington Post. Другой пример — история, когда газете The New York Times пришлось изменить заголовок опубликованной на передней полосе статьи в ответ на критику со стороны читателей, журналистов и политиков.

Наша цель — совсем предотвратить появление ошибок, но это невозможно. Поэтому и журналисты, и редакторы должны задуматься, как, способствуя подотчетности и прозрачности, правильно подойти к публикации возможных исправлений.

Вот что разные журналисты рассказывают о своем опыте и стратегиях исправления ошибок.

Разработайте систему

Лаура Хельмут — редактор The Washington Post, где она курирует освещение тем здоровья и науки. Вот как она рассказывает о правилах исправления в случае возникновения ошибок в статьях: "Для читателей у нас предусмотрена возможность сообщать редакции о найденных ошибках. Эта система составляет отчет, который отправляется редактору статьи, и ответственность этого человека — выяснить, действительно ли произошла ошибка".

Если ошибка действительно обнаружена, автор материала отправляет запрос на ее исправление, запрос проходит несколько уровней проверки — и только после этого исправления публикуются. "Мы отмечаем ошибки в онлайновых статьях и публикуем сообщения об исправлениях в печатной версии", — объясняет она.

За последние несколько лет Хельмут не приходилось сталкиваться с публикацией серьезных ошибок, но мелких ошибок избегать не удавалось: "Ошибки в написании имен и названий животных, в ссылках на фотографа или редактора фотографий".

Расследуйте и обсуждайте

Основательнице и редактору Journo Resources Джем Коллинз приходилось исправлять ошибки после публикации материала и как редактору, и как автору. Ее первый совет — не паниковать, потому что — и это особенно верно в случае с цифровым контентом — существует много возможностей ответственно подойти к исправлению ошибок.

На прошлом месте работы она потратила много времени, разрабатывая с командой редакции свод правил для рассмотрения жалоб. Коллинз делит такие ошибки на два типа. Одно дело — небольшие ошибки, которые можно исправить без особых обсуждений.

Совсем другое — жалоба на ошибку, которая ставит под сомнение сам материал. "В таких случаях нам всем приходится собираться и обсуждать этот вопрос — автору материала, редактору и всем членам нашей команды, достаточно хорошо осведомленным в этом деле", — объяснила она.

В таких случаях команда проверяет материал шаг за шагом, исследуя доказательства: использованные источники, расшифровку интервью и т. д. Поэтому редакция требует, чтобы журналисты хранили записи, включая аудиофайлы, заметки, информацию о том, где были найдены данные, и все остальные материалы, использованные в публикации.

"В последний раз такое произошло с одним из наших лонгридов, — вспоминает Коллинз. — После долгого расследования мы посчитали, что в статье нет ошибки, и ответили человеку, приславшему жалобу, полностью обосновав принятое решение".

Она добавила, что если бы исправления были необходимы, редакция опубликовала бы их либо в качестве примечания, либо даже как отдельную статью. В таком случае весь редакционный состав, работающий с материалом, был бы предупрежден, так что ошибка не распространилась бы в социальных медиа.

В случае если читатели просят автора-фрилансера что-то изменить, Коллинз советует журналистам написать короткое и вежливое письмо редактору: "Не паникуйте и не отсылайте сразу безумных сообщений. Подождите и дайте себе переварить информацию – в этом случае вам не придется просить редакторов вносить исправления несколько раз. Гораздо лучше послать одно короткое письмо с извинением".

Опубликуйте извинения и избавьтесь от дезинформации

В феврале этого года обозреватель газеты Fort Worth Star-Telegram Бад Кеннеди, основываясь на неверной информации, опубликованной в другой газете, раскритиковал представителя республиканской партии — заместителя губернатора Техаса. Когда ошибка была обнаружена, первоначальный пост удалили, а Кеннеди выпустил колонку с извинениями и попросил читателей ею поделиться.

"Я работаю обозревателем уже 30 лет, и сделал бы это в любое время. Если человек ошибается, нужно объяснить это читателям и извиниться", – сказал он. Он считает такое поведение естественной частью взаимоотношений между обозревателем и его аудиторией.

"Для меня важно, чтобы читатели продолжали мне верить, — добавил он. — Если я неправ, нужно сказать об этом".

По словам Кеннеди, после публикации новой колонки команда Fort Worth Star-Telegram, отвечающая за работу с аудиторией, предложила послать копии нового материала всем, кто поделился первой публикацией. Это был смелый шаг, но в цифровую эпоху такая стратегия обладает большим потенциалом.

В опубликованной Nieman Lab статье Дэн Гиллмор назвал это решение "катализатором эксперимента по прозрачности в журналистике". "Мы считаем, — написал он, — что такое решение обладает огромным потенциалом: благодаря ему исправление распространяется в социальных сетях теми же путями, что и первоначальная ошибка".


Кристиана Бедей журналист-фрилансер, она пишет о гендерных вопросах, сексуальности, правах женщин, психическом здоровье и многом другом.

Источник основной фотографии Sarah Kilian, лицензия CC сайта Unsplash