206

Как потребители новостей интерпретируют информацию

04.05.2021 Источник: ijnet Международная журналистская сеть

В статье представлены результаты исследований Global Voices по миз- и дезинформации, дестабилизация и смешение понятий в мире. А также описывается метод Civic Media Observatory, позволяющий понять, как люди  интерпретируют контент и конструируют свою реальность.

В течение более пятнадцати лет Global Voices работает с местными журналистами, переводчиками, активистами, исследователями и представителями гражданского общества по всему миру. Редакция создает материалы, включающие важный местный контекст, и дает читателям возможность лучше понять различные общества и культуры.

В последние годы редакции стало понятно, что распространение миз- и дезинформации, дестабилизация и смешение понятий в мире растет все больше и больше. Особенно в социальных сетях. Для решения этой проблемы сообщество Global Voices с 2019 года начало применять метод Civic Media Observatory, позволяющий исследовать, как люди в различных "выглядящих хаотическими экосистемах медиа" интерпретируют контент и конструируют свою реальность.

"Инициатива выросла из ощущения, что слишком много проектов, работающих с миз- и дезинформацией в основном реагируют на неверную информацию, а не пытаются понять, как эти данные информируют или дезинформируют читателей", – сказал генеральный директор Global Voices Айвен Сигал. Он добавил, что проект исследует культурные феномены, которые могут затруднить понимание информации.

Расследования

С того времени, как проект Global Voices начал действовать, метод Civic Media Observatory был использован для проведения более десяти исследований. Каждое основывалось на новой базе данных на разные темы: от COVID-19 до выборов в таких странах, как Мьянма и Боливия. На сегодняшний день два проекта Civic Media Observatory – один из них посвящен китайской инициативе "Один пояс – один путь", а другой – освещению политических событий в Мьянме – включают двенадцать исследований.

Находящиеся на местах исследователи добавляют медиаконтент (включая истории и мемы) в базу данных на платформе Airtable. Затем они анализируют контент и объясняют его контекст, принимая, среди прочего, во внимание темы, подтекст и недостающие детали. Анализ дает редакции возможность выявить закономерности, которые исследователи называют темами или нарративными рамками. Один из примеров такой работы Taiwan Elections Observatory – сейчас организаторы выложили в открытый доступ информацию о том, как было проведено это исследование.

"Вся информация закодирована в культурных формах, и эти формы выражены в виде нарративных рамок, – говорит Сигал. – Если нам удастся идентифицировать и определить эти рамки, то мы сможем сформулировать и лежащие в их основе предположения, предпочтения, идеологии и мнения, которые люди вкладывают в слова, когда пишут, говорят или читают".

По словам Сигала, проект Observatory идет на один шаг дальше, чем более традиционные проекты, занимающиеся проверкой фактов. "Фактчекинговые проекты проверяют, соответствуют ли действительности данные, представленные в отдельных материалах СМИ. Но могут ли они также объяснить, как люди интерпретируют эти материалы? – спрашивает он. – Компании социальных сетей, применяющие политику удаления контента, в последние годы также больше внимания уделяют отдельным элементам, а не их интерпретации".

Например, анализируя дискуссию в социальных медиа, посвященную использованию в Африке вакцин от COVID-19, исследователи зафиксировали споры о плюсах и минусах вакцины, разработанной в Китае. Они зарегистрировали несколько схем, с помощью которых проанализировали основные аргументы этого спора. На основе этого было написано две статьи о том, как в странах Африки выбирали вакцины и обсуждали их использование.

Исследования проекта Observatory помогли выяснить, как WhatsApp превратился в эффективный инструмент для организации феминистских групп во время пандемии в Венесуэле и как в Боливии представители народа аймара использовали Facebook для привлечения внимания к тому, что они не согласны с празднованием независимости страны. Команда также расследовала, как исламофобские посты привели к закончившимся насилием и убийствами событиям в Бангалоре, а также как коренные народы Латинской Америки сопротивляются пандемии и получают доступ к более качественной медицинской помощи.

Работа в команде

По словам Александры Эсенлер, менеджера по проектам и развитию Civic Media Observatory, для проекта было очень важно создать товарищеские отношения между участниками исследований, особенно учитывая, что они живут в разных частях мира. Эсенлер рассказала, что поощряет регулярное общение между членами команды и проводит онлайн-встречи, на которых у них есть время свободно пообщаться друг с другом. Она также всегда проверяет, понятны ли инструкции и материалы тренингов тем, кто не очень свободно владеет английским языком. "Я думаю, благодаря тому, что мы вкладываем усилия в построение этих отношений, люди более вовлечены и заинтересованы в исследовании", – сказала она.

Мелисса Вида, латиноамериканский редактор Global Voices, считает, что очень важно создавать систему поддержки для исследователей. "Работая в проекте Civic Media Observator, я поняла, как много тем и рамок в наших исследованиях могут стать триггерами для сотрудников, – объяснила она. – Например, для представителя коренных народов Боливии должно быть сложно постоянно видеть контент, содержащий крайне жестокие нападки на представителей коренных народов и расистские высказывания в интернете. И помнить об этом еще важнее сейчас, потому что алгоритм социальных медиа продолжает показывать вам такой контент после того, как вы провели исследование".

Сотрудничество с технологическими гигантами

В прошлом году Civic Media Observatory – проект Global Voices поддержал и Facebook. "Мы считаем, что это исследование может помочь в решении проблем, которые тревожат многие платформы социальных медиа: поможет понять, как работа этих платформ влияет на людей", – сказал Сигал. И он, и Вида согласны, что платформы социальных медиа должны делать больше, чем просто удалять посты, нарушающие правила.

"Мы стремимся анализировать данные, и это должно помочь компаниям социальных медиа лучше разбираться в том, как работают нарративы. Одно дело понять, что эта информация и ее воздействие не статичны в экосистемах медиа, и совсем другое – научиться применять методы системного мышления, чтобы разобраться, какие ответные действия нужно предпринять".  

Global Voices планирует с помощью проекта Civic Media Observatory создавать истории для своей редакции, а также делиться своей методологией с другими организациями. "Я верю, что в нашу поляризованную эпоху цифровых алгоритмов каждый журналист должен научиться использовать методы, разработанные Civic Media Observatory, это поможет репортерам видеть воздействие различных нарративов в онлайн- и офлайн-сообществах", – сказала Вида.

 

Джована Флек  журналистка и исследовательница мультимедиа, специализирующаяся на работе с данными и на политических темах.

Фото: Artem Beliaikin, лицензия СС сайта Unsplash

Самые важные новости и материалы в нашем Телеграм-канале — подписывайтесь!