НЕТ - ВОЙНЕ!
Основная версия сайта ЗДЕСЬ
748

Фотографа нет на месте событий. Как медиа иллюстрируют публикации?

10.11.2022 Источник: Аўтар для Беларускай асацыяцыі журналістаў

В электронных медиа фотографии — это часто прямое доказательство достоверности изложенных сведений. Снимок также помогает подчеркнуть остроту проблемы и ее актуальность. Но что если отправить фотокорреспондента на место событий невозможно, а для читателей передача фото в “экстремистские” редакции чревата репрессиями? Белорусская ассоциация журналистов изучила, как независимые медиа выходят из ситуации.

“Снимок носит иллюстративный характер”

Большинство независимых медиа, выехавших из Беларуси, были вынуждены сократить фотослужбы. Как выходят из ситуации редакции? Во многом выручают собственные архивы, которые были созданы за предыдущие годы.

Это хороший прием, когда надо проиллюстрировать заметку про бюджет прожиточного минимума, новость о конфискации автомобиля за участие в протестах или публикацию про обновление парка в Гродно.

Отметим, в таком случае некоторые медиа (в частности, портал “Зеркало”, “Радыё Свабода” и другие), следуя правилам хорошего тона, предупреждают читателей о том, что фото носит “иллюстративный характер”.

Это позволяет избежать ложного толкования будто снимок отражает актуальную ситуацию.

Однако использование фотоархива имеет ряд существенных ограничений. Во-первых, он должен быть очень большим — повторное использование снимков бросается в глаза. Во-вторых, даже разнообразные иллюстрации в новостной журналистике устаревают и имеют сезонность (журналисты стараются не ставить к зимнему сюжету знойные фото летнего города). В-третьих, не все публикации уместно иллюстрировать с помощью архивных кадров.

Но, пожалуй, главная проблема состоит в том, что архивные фотографии не передают остроту и не отражают текущее положение дел.

Когда репортаж, скажем, о коммунальной проблеме иллюстрируется реальными снимками трещин на стене и подтеков в подъезде, он заведомо вызывает большее доверие: читатель может сверить текст с картинкой и самостоятельно оценить степень и масштаб бедствия.

Фоторепортажи стали исключением

Большинство фотокорреспондентов независимых медиа, которые всегда были на передовой репортажной журналистики, не могут работать в Беларуси даже анонимно.

Если раньше человек с профессиональной камерой вызывал вовсе непраздный интерес у силовиков и вохровцев, то сейчас безобидное использование камеры смартфона в публичных местах может стать поводом для задержания.

Тем не менее изредка независимые медиа размещают отдельные снимки и фоторепортажи, сделанные своими корреспондентами или фрилансерами, выполнявшими редакционное задание.

Так, когда в августе 2022 года проходила конференция “Новая Беларусь” в Вильнюсе (Литва), портал “Зеркало” публиковал актуальные снимки с этого важного для демократических сил мероприятия.

А издание “Наша Ніва” в те дни с помощью фотографий обратило внимание на изменившееся амплуа бывшего силовика Игоря Макара, которое напомнило журналистам фирменный стиль голливудского актера Джейсона Стэтхэма.

Последняя публикация примечательна тем, что инфоповод появился на основе собственных фотографий и наблюдательности сотрудников медиа. Раньше это было обычной практикой, но в нынешних реалиях, увы, редкость.

Заметно, что многие СМИ, оказавшиеся в условиях эмиграции, приняли решение ограничить число фотопубликаций из-за границы, вероятно, чтобы не превращаться в эмигрантское медиа и не увеличивать разрыв с аудиторией.

Хотя наиболее значительные поводы все же освещаются с помощью собственных фотокадров. Например, репортаж “Радыё Свабода” о “Ночи расстрелянных поэтов”, текст MOST о визите Светланы Тихановской в Белосток, заметка об акции протеста белорусов.

Несмотря на экстремальные условия существования независимой журналистики, иногда медиа все же размещают фоторепортажи из Беларуси. К примеру, после очередной попытки чиновников пояснить, как торговле формировать цены, издание “Салідарнасць” опубликовало снимки из минских универмагов.

А портал “Hrodna.life” проиллюстрировал текст про то, как областной центр празднует Хеллоуин актуальными фотографиями из местных увеселительных заведений.

Публикация снимков “с места” в особенности важна для независимых региональных медиа, для которых связь со своей аудиторией сохраняется благодаря транслированию актуальной местной повестки.

Характерен в этом смысле опыт сайта “Медиа-Полесье”, редакция которого хоть и работает не из Беларуси, продолжает информировать о локальных новостях, иллюстрируя публикации свежими фотографиями: о закрытии мотосезона в Пинске, об открытии улицы для движения автомобилей, о появлении арт-объекта.

Однако, если говорить о независимом медиасекторе в целом, все это довольно редкие случаи, которые, впрочем, хорошо отражают ситуацию со свободой слова в стране — когда заурядная серия снимков может стать причиной преследования со стороны власти.

Иногда через подбор иллюстраций редакция дает свою оценку

И все же фотография продолжает играть важную роль при освещении событий независимыми медиа. Иногда журналисты с помощью подбора иллюстраций ярко выражают позицию редакции.

Любопытна практика “Еврорадио”, которое нередко размещает фотографии явно с ироничным подтекстом.

В контексте иллюстрируемых событий это можно расценивать как оценку и даже своеобразный редакционный комментарий.

В качестве снимка, к примеру, к заметке про ответ Минобороны командованию Вооруженных сил Украины (мол, не провоцируйте нас) был выбран скриншот музыкального выступления белорусских военных на сцене. А новость про то, что Беларусь выходит из соглашения Совета Европы по спорту иллюстрировалась снимком Александра Лукашенко с пластырем на лице.

Это яркий пример того, как в условиях ограниченного выбора визуальных средств журналисты прибегают к нетривиальным формам выражения отношения к событиям.

Не менее интересен другой опыт интерпретации фотографий. Так, редакции “Радыё Свабода” и “Еврорадио” часто выбирают в качестве обложки к аналитическим публикациям коллажи, которые выходят за рамки классической журналистики, а представляют, скорее, художественный подход (а как еще более образно проиллюстрировать статью про мобилизацию или публикацию, посвященную усилению контроля в интернете?).

Постепенно коллажи к аналитическому блоку публикаций стали визитной карточкой этих изданий. подобный опыт может стать выходом и для других независимых медиа в условиях ограниченного доступа к месту событий.

К похожему приему обращается сайт “Маланка.media”, на страницах которого периодически публикуются фотопроекты, посвященные в основном социальным темам — белорусским легендам, эмиграции и эмигрантам, важности обследования на онкологические заболевания и пр.

Telegram-канал, связанный с силовиками”

Конечно, без использования сторонних фотографий независимым медиа, транслирующим общественно-политическую повестку, обойтись было бы сложно.

Снимки официальных, полуофициальных, неофициальных источников используются довольно активно, и сложно было бы представить, насколько однообразным бы выглядел иллюстративный ряд в ином случае.

Большой пласт актуальных фотографий из официальных источников, например, с совещания чиновников или сделанных на военном полигоне, медиа берут из Telegram-каналов или сайтов госорганов (министерств, ведомств и т. д.).

Это могут быть как политические, так и общественные события: встреча Лукашенко с одиозным российским философом Александром Дугиным, презентация белорусского электромобиля на полигоне в Липках, учебная отработка чрезвычайной ситуации в минском метро.

Фото госСМИ используются независимыми медиа, когда нужно подчеркнуть достоверность события или продемонстрировать реальную ситуацию.

Так, во время забастовки предпринимателей в октябре 2022 года широко разошлись фотографии барановичской районной газеты “Наш край” (их, в частности, использовали “Еврорадио” и “Наша Ніва”).

Во многих случаях других способов проиллюстрировать публикацию реальными кадрами с места событий возможности нет.

Типичный пример — фото государственного информагентства БЕЛТА из суда над политзаключенными. Попасть на процесс, сделать снимок и передать его в негосударственные СМИ у третьей стороны теперь нет физической возможности. Поэтому приходится обращаться к такому контенту.

В некоторых ситуациях для региональных независимых медиа, работающих из-за границы, фотографии госСМИ также стали едва ли не единственным решением.

А еще нередко в качестве иллюстрации к тому или иному инфоповоду используются скриншоты. Этот старый и проверенный способ в текущих условиях получил распространение.

При написании текста, например, про цены в магазинах журналисты зачастую обращаются на сайты ритейлеров или делают снимок экрана видеоролика, размещенного на YouTube-канале государственного ТВ (когда, скажем, идет речь об очередном задержании).

К полуофициальным источникам можно отнести Telegram-каналы силовиков, которые не обозначены явным образом, но, очевидно, связаны с МВД и прочими структурами.

Иллюстрации оттуда тоже регулярно используются негосударственными СМИ, однако характерно, что источник в этом случае указывается неконкретно (обычно в подписи фигурирует фраза “Telegram-канал, связанный с силовиками” и другие вариации).

Также распространена практика использования снимков, полученных из альтернативных источников, — международных информагентств (Reuters, Associated Press и др.), фотостоков, а также независимых медиа, которые все еще работают в Беларуси (Realt, Office Life, Onliner и др.), офиса Светланы Тихановской, правозащитного центра “Вясна” и так далее.

Фото читателей не публикуются ради их же безопасности

Раньше независимые медиа активно использовали пользовательский контент, включающий фото и видео. Однако в нынешних обстоятельствах это может быть опасным в первую очередь для автора снимков.

Именно этим можно объяснить, что снимки из соцсетей и присланные читателями публикуются редакциями крайне редко. Это выглядит негласной и единой позицией редакций: не создавать угрозу для пользователей.

Ведь даже если автор снимка не указан, его можно вычислить иным способом, например, с помощью метаданных фотографии.

Также это не представляет большого труда, если знать место и время проведения съемки (с помощью камер видеонаблюдения). Похоже, именно таким способом был установлен автор фото пропагандиста Григория Азаренка в одном из минских магазинов.

Иногда, впрочем, пользовательские снимки независимыми медиа размещаются, но не указывается ни дата, ни то, кем было сделано фото и в каком месте.

* * *

Ресурсы и возможности редакций, которые были вытеснены из Беларуси, сейчас серьезно ограничены. Наибольшим образом это сказалось на фотослужбах. Однако в стесненных условиях журналисты используют максимум возможностей, чтобы не возникло дефицита иллюстраций с места событий.

Читайте ещё:

Иногда усидчивостью, иногда хитростью. Как независимые медиа добиваются комментариев от властей

Снежана Инанец: «Даже не вспомню, когда я еще в жизни так долго и качественно бездельничала»

Час перазапускаў: новыя назвы, але вядомыя каманды. Як змянілася медыяполе Беларусі пасля 2020-га

Самые важные новости и материалы в нашем Телеграм-канале — подписывайтесь!