НЕТ - ВОЙНЕ!
Основная версия сайта ЗДЕСЬ
714

Электронный бюллетень "СМИ в Беларуси", №3 (65), 2021. Ограничения свободы медиа в интернете

02.12.2021 Источник: Пресс-служба Белорусской ассоциации журналистов

Скачать PDF

СМИ В БЕЛАРУСИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

№3 (65) 2021

Спецвыпуск

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ CМИ И ЖУРНАЛИСТОВ В 2021 ГОДУ

ЧАСТЬ 2 ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ МЕДИА В ИНТЕРНЕТЕ (январь – октябрь 2021 года)

Общая информация

За год, прошедший после президентских выборов, ситуация в белорусском медиасекторе критически ухудшилась. Медиа и журналисты столкнулись с беспрецедентной волной репрессий.

Более 500 раз после выборов силовики задерживали журналистов, более 130 коллег были осуждены к административному аресту.   68 коллег столкнулись с насилием или были ранены. Более 60 представителей медиа находятся под уголовным преследованием, из них 29 человек —  под стражей (на 03.10.2021) или в местах лишения свободы.

Десятки юридических лиц, в форме которых действовали медиаорганизации, ликвидированы или находятся в процессе ликвидации,   информационная продукция СМИ, сайтов, блогеров массово признается экстремистской с запрещением ее распространения другими субъектами медиаполя.

В офисах большинства независимых национальных и региональных медиаорганизаций и квартирах их сотрудников прошло       около 140 обысков и осмотров, сопровождавшихся изъятием техники, документов и денег.

Власти ограничили доступ к более чем 100 общественно-политическим сайтам и сайтам медиа. Большинство национальных и региональных газет вынуждены прекратить выпуск в печатной форме, но продолжают издаваться он-лайн.

Под преследование попали и поддерживающие медиаорганизации. Власти лишили юридического статуса более 270 общественных организаций, включая Белорусскую ассоциацию журналистов и Белорусский ПЕН-центр, лидером которого является нобелевский лауреат Светлана Алексиевич. Уголовному преследованию подвергались сотрудники «Пресс-клуба», который также ликвидирован.

Давление на медиа и их сотрудников продолжается и возрастает.

Ограничения свободы медиа в интернете

Общая тенденция ограничения пространства свободы слова проявилась и в политике белорусского государства относительно интернет-СМИ, социальных сетей и других источников информации и средств коммуникации в интернете. В условиях сужения возможностей получать информацию через традиционные медиа (в 2020 году был заблокирован доступ к более чем 80 информационным сайтам) белорусская аудитория стала чаще использовать для этого мессенджеры, особенно Telegram, и социальные сети, особенно YouTube.

Именно интернет стал рассматриваться властями как основной источник «оппозиционных» идей, понимаемых как любая отличная от официальной точка зрения. Неотъемлемой частью официального дискурса стало понятие «информационной войны» как составляющей «гибридной войны», которая ведется против белорусского государства с помощью новых информационных технологий.

«Доступность интернета широкой аудитории вывела глобальную сеть в ряд ведущих источников информации. Виртуальная среда сегодня — мощнейший фактор влияния на население. При этом далеко не всегда информация, распространяемая в интернете, служит развитию общества и государства. Интернет стал инструментом информационных войн, направленных на разрушение общественных устоев и нравственных ценностей, а порой и целых государств», — сказал министр информации Игорь Луцкий, представляя законопроект по вопросам средств массовой информации 2 апреля 2021 года.

Со времени президентских выборов государством постоянно предпринимались меры по ограничению доступа к информации в интернете, в том числе путем блокировки сайтов независимых СМИ и сайтов организаций гражданского общества, принудительного удаления критического контента, признания «экстремистскими материалами» независимых информационных ресурсов, привлечения к ответственности за распространение «экстремистских материалов».

Согласно мировому рейтингу уровня свободы интернета, составленному правозащитной организацией Freedom House и опубликованному в 2021 году, Беларусь, наряду с Мьянмой и Угандой, оказалась среди стран, где было зафиксировано наибольшее ухудшение свободы интернета. По сравнению с прошлым годом позиция Беларуси в этом списке снизилась на 7 пунктов — она получила   всего 31 балл из 100.

 

Изменения в регулировании интернета

Ряд изменений, внесенных в законодательство в 2021 году, были призваны упростить вмешательство государства в деятельность интернет-ресурсов и ужесточить ответственность за высказывания в интернете.

  • В результате внесения изменений в закон «О средствах массовой информации» генеральному прокурору, прокурорам областей, города Минска было предоставлено право ограничивать своим решением доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям, через которые распространяются сведения, направленные на пропаганду экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также иная информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам.

  • Законные основания для ограничения доступа к интернет-ресурсам и прекращения выпуска СМИ были дополнены таким основанием, как принятие Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере решения о наличии информационных сообщений, распространение которых способно нанести вред национальным интересам.

  • В законе «О средствах массовой информации» была закреплена обязанность указывать гиперссылки на источники информации, по-видимому, для того чтобы не допускать публикации информации из источников, признанных «экстремистскими материалами».

  • В Уголовный кодекс была включена статья 198-1 (нарушение законодательства о средствах массовой информации), предусматривающая ответственность для владельцев интернет-ресурсов, не зарегистрированных как СМИ, за распространение запрещенной информации (определение того, какая информация является запрещенной, весьма расплывчато и зависит от правоприменительных органов). При повторном нарушении владелец сайта может быть приговорен к лишению свободы на срок до двух лет

Вмешательство государства в деятельность онлайн-СМИ и преследование их сотрудников

В 2021 году прошла серия обысков в редакциях онлайн-СМИ, как национальных, так и региональных. Их сотрудники подвергались допросам и обыскам жилья, административному и уголовному преследованию.

Так, были обысканы редакционные помещения онлайн-медиа «Бинокль» (Брест), «Ранак» (Светлогорск), Intex-Press (Барановичи), «Медиа-Полесье» (Пинск, Лунинец), «Сильные новости» (Гомель), «Радио Свобода» и других. В результате изымались документы и оборудование, что осложняло или блокировало их работу.

Власти реализовывали планомерные действия по ограничению влияния ведущих интернет-медиа, в частности TUT.by, nashaniva.by и naviny.by, которые закончились их блокировкой и уголовными делами против их сотрудников.

18 мая 2021 года белорусские власти начали беспрецедентную атаку на Tut.by, самый влиятельный независимый информационный ресурс Беларуси (ранее, 19 января, ООО «ТУТ БАЙ Медиа» было лишено статуса средства массовой информации по решению суда). Департамент финансовых расследований возбудил уголовное дело в отношении его сотрудников по статье 243(2) Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов в крупном размере). В этот день прошли обыски в офисах Tut.by в Минске, Бресте, Витебске, Могилеве и Гродно, а также в офисах связанных компаний Hoster.by, Av.by и Rabota.by в Минске, домах ряда сотрудников (14 сотрудников были помещены под стражу или домашний арест). В тот же день Министерство информации Республики Беларусь заблокировало сайт tut.by для доступа как из Беларуси, так и из-за рубежа. Решение было принято на основании уведомления Генеральной прокуратуры, которая установила «многочисленные факты нарушения Закона о СМИ» и, в частности, публикации материалов, исходящих от фонда BYSOL, инициативы по сбору средств в поддержку жертв политических репрессий в Беларуси (белорусское законодательство запрещает СМИ распространять материалы от имени незарегистрированных организаций).

8 июля по решению Министерства информации был полностью заблокирован доступ к сайту независимого онлайн-еженедельника «Наша Ніва» (nn.by) на основании уведомления Генеральной прокуратуры «за размещение информации, распространение которой запрещено частью 1 статьи 38 Закона о СМИ». В офисных помещениях и домах четырех его сотрудников прошли обыски. Двое из них, Егор Мартинович и Андрей Скурко, были обвинены в причинении имущественного ущерба без признаков хищения (статья 216 Уголовного кодекса) — они якобы платили коммунальные услуги за офис по ставке для жилья. Оба они находятся в заключении до суда.

18 августа в офисе независимого информационного агентства БелаПАН и домах его сотрудников в Минске прошли обыски в рамках расследования уголовного дела по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Сайты БелаПАН (belapan.by и belapan.com) были полностью заблокированы. Шесть сотрудников были допрошены в управлении Следственного комитета. Вечером того же дня Следственный комитет опубликовал заявление о том, что была инициирована налоговая проверка деятельности БелаПАН и уже выявлены нарушения налогового законодательства. Директор БелаПАН Ирина Левшина и его бывший директор Дмитрий Новожилов, ставшие обвиняемыми в деле по части 2 статьи 243 (уклонение от уплаты налогов, сборов) Уголовного кодекса, были помещены под стражу.

Ряд независимых медиасайтов были оштрафованы на большие суммы за размещенный ими контент.

Так, владельцу сайта «Медиа-Полесье» был присужден штраф в размере 5771 рублей   (около 2300 долларов)   за распространение недостоверной информации, в частности фразы «Пинские судьи отказались проводить процесс, поэтому обвиняемых перевели в Брест».

Продолжалась практика блокировки доступа к сайтам независимых СМИ, при этом уже в марте в законодательство было внесено понятие «копия интернет-ресурса». В результате она была распространена и на так называемые «зеркальные» сайты, которые создаются для обхода блокировок.

Таким образом был ограничен доступ к «зеркальным» сайтам ряда СМИ: интернет-газеты информационной компании БелаПАН (naviny.online), телеканала «Белсат» (Blstv.eu), «Еврорадио» (euroradio.pl), TUT.by (Zerkalo.io) и других.

С осени 2021 года началась новая волна блокировок доступа к информационным сайтам: Media-Pоlesye.by, к сайту «Беларускага Радыё Рацыя», belaruspartisan.by, сайту газеты «Комсомольская правда в Беларуси» и другим.

4 ноября по решению Министерства информации Беларуси был заблокирован доступ белорусских пользователей к сайту Белорусской ассоциации журналистов, главного независимого журналистского объединения страны.

 

Преследование блогеров

Cо времени предвыборной кампании 2020 года власти рассматривают критически настроенных блогеров как опасный источник информации. Практически все наиболее популярные блогеры, которые высказывались на общественно-политические темы, были арестованы еще в тот период.

11 сентября 2021 года председатель проправительственного общественного объединения «Белая Русь» Геннадий Давыдько заявил, что блогеры должны находиться под жестким контролем:

«Сейчас огромная опасность исходит от интернет-сообщества, от так называемых блогеров, которые по сути своей являются субъектами, формирующими в том числе общественное мнение».

В 2021 году прошли суды над несколькими оппозиционными блогерами, задержанными в период предвыборной кампании 2020 года и обвиненными в совершении уголовных преступлений. Они все были приговорены к тюремному заключению:

  • Владимир Неронский — 3 года (часть 1 статьи 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) и статья 369 (оскорбление представителя власти) Уголовного кодекса);

  • Павел Спирин — 4,5 года колонии (cтатья 130 (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни) Уголовного кодекса);

  • Сергей Петрухин — 3 года (часть 1 статьи 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) и статья 391 (оскорбление судьи или народного заседателя) Уголовного кодекса);

  • Александр Кабанов — 3 года (часть 1 статьи 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) Уголовного кодекса).

В марте 2021 было возбуждено два уголовных дела в отношении популярного блогера Антона Мотолько, освещавшего события вокруг выборов 2020 года, — по   ч. 3 ст. 130 («в связи с совершением умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности по отношению к представителям власти и правоохранителям») и по ч. 1 ст. 3611 (создание экстремистского формирования) Уголовного кодекса. Представителями Следственного комитета было заявлено, что Мотолько объединил экстремистские группы (так называемые «дворовые чаты»), создал экстремистское формирование и руководит им.

Продолжалось расследование уголовного дела блогеров Романа Протасевича (находится под домашним арестом) и Степана Путило, основателей Telegram-канала, сыгравшего ведущую роль в освещении поствыборных протестов и ставшего наиболее популярным в Беларуси, и редактора сайта 1863x.com Эдуарда Пальчиса (находится в заключении), начатое в 2020 году.

16 августа в Гродно был арестован блогер Vadimati (Вадим Ермашук), который высказывался против насилия, поддерживал политзаключенных и посещал суды по «политическим» процессам. Позже стало известно, что он проходит подозреваемым по двум уголовным делам — по статье 368 (оскорбление Президента Республики Беларусь) и 370 (надругательство над государственными символами).

Применение законодательства о борьбе с экстремизмом   

Беспрецедентные масштабы приобрело использование законодательства о борьбе с экстремизмом для ограничения свободы слова в интернете. Как «экстремистские» стали характеризоваться любые критические высказывания и активности.

Антиэкстремистское законодательство применялось как основание для преследования онлайн-СМИ. Обычной практикой стало привлечение к ответственности за материалы, размещенные до того, как они были признаны экстремистскими (в частности контент Telegram-каналов).

Закон «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», вступивший в силу с 14 июня, расширил возможности, существовавшие и ранее, для привлечения к ответственности за высказывания. В частности, в перечень видов «экстремистской деятельности» были включены:

  • оскорбление или дискредитация органов государственной власти и управления, представителя власти;

  • распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;

  • противоправные деяния против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества в целях разжигания вражды или розни.

В новой версии закона изменились и некоторые определения. «Экстремистскими материалами» теперь является информационная продукция, которая не только содержит призывы и пропагандирует экстремистскую деятельность, но и способствует «вовлечению» в нее, а также «экстремистская символика и атрибутика». Был расширен перечень форм, в которых могут воплощаться «экстремистские материалы» — в частности, была фактически запрещена публичная демонстрация в СМИ портретов осужденных по «экстремистским» статьям.

Появилось понятие «экстремистского формирования» — это «группа граждан, осуществляющая экстремистскую деятельность, либо оказывающая иное содействие экстремистской деятельности, либо признающая возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирующая экстремистскую деятельность». В отличие от «экстремистской организации», его наличие устанавливается во внесудебном порядке Министерством внутренних дел или Комитетом государственной безопасности.

В Уголовный кодекс Республики Беларуси были включены новые статьи, которые установили ответственность в виде ограничения или лишения свободы за любое «содействие экстремистской деятельности» (статья 361-4) и «создание экстремистского формирования либо участие в нем» (статья 361-1). Максимальное наказание в соответствии с последней статьей — лишение свободы на срок до 10 лет.

Нововведения закона «О противодействии экстремизму» стали активно применяться и в отношении независимых СМИ. Июль 2021 года стал временем массированной атаки на независимую прессу и гражданское общество Беларуси.

30 июля Александр Лукашенко заявил, что «информационные атаки» являются одним из тактических направлений в попытках расшатать белорусское общество:

«Сегодня уже все должны понимать, с какой конкретной целью по всей стране создавались ангажированные информационные ресурсы: сайты, Telegram-каналы, видеоблоги, группы в социальных сетях, мессенджеры. Вся Беларусь была окутана этой сетью. [...] Просто свобода слова, которую мы защищаем конституционно, сегодня переросла в экстремистскую деятельность. И против этого мы будем бороться жестко и решительно. Мы не отступим».

Вслед за Telegram-каналами «экстремистскими материалами» стали признавать контент независимых онлайн-СМИ. Так, 27 июля были признаны «экстремистскими материалами» сайт телеканала «Белсат», его Telegram-канал и страницы в социальных сетях.

Затем были признаны экстремистскими материалами контент спортивного онлайн-медиа tribuna.com, ведущего информационного портала tut.by и заменившего его после блокировки сайта zerkalo.io. Поскольку практически любое медиа Беларуси использовало материалы tut.by, все они оказались перед риском привлечения к ответственности за распространение экстремистских материалов.

Так, ряд независимых СМИ не были внесены в список экстремистских материалов, однако за размещение материалов, уже включенных в список, доступ к их сайтам был ограничен. Так, по постановлению прокуратуры Брестской области на 6 месяцев был ограничен доступ к сайту «Медиа-Полесье».

С лета 2021 года количество судебных решений о признании экстремистскими материалами резко возросло. За июнь—июль было вынесено 71 судебное решение о признании 115 материалов «экстремистскими» — это более чем в 3 раза больше по сравнению с апрелем—маем 2021 года. За следующие два месяца — уже 84 судебных решений относительно 129 материалов. Подавляющее большинство из них касалось Telegram-каналов, однако впервые за историю наблюдений были запрещены не только сами каналы, но даже боты некоторых чатов в Telegram. По состоянию на 21 августа в Беларуси «экстремистскими» были признаны 174 Telegram-канала и чата (подавляющее большинство из них в 2021 году).

Помимо каналов в Telegram продолжились внесения в список «экстремистских материалов» аккаунтов независимых СМИ в других социальных сетях — Facebook, ВКонтакте. Впервые были запрещены страницы в «Одноклассниках», Instagram и TikTok.

Нововведение антиэкстремистского законодательства в виде «экстремистского формирования» стало применяться для преследования представителей онлайн-медиа. Сначала это были создатели и администраторы оппозиционных Telegram-сообществ, а затем и журналисты. В сентябре у   известной белорусской теле- и радиоведущей Катерины Пытлевой, ставшей после переезда в Литву программным директором и ведущей популярного Youtube-проекта «Маланка медиа», прошли два обыска за месяц, и лишь после второго из них ей удалось узнать, что они связаны с расследованием по делу о создании экстремистского формирования.

3 ноября решением Министерства внутренних дел признана экстремистским формированием и запрещена деятельность «группы граждан, объединенных посредством интернет-ресурсов “Белсат”». На тот момент перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности, включал 11 инициатив и групп, объединенных посредством Telegram-каналов и чатов. В своем заявлении МВД пояснило, что создатели, организаторы и участники таких формирований будут привлекаться к ответственности по статье 361-1 Уголовного кодекса (создание экстремистского формирования либо участие в нем), им грозит до 10 лет лишения свободы.

Еще одним аспектом применения законодательства о борьбе с экстремизмом для ограничения влияния независимых СМИ стало привлечение к ответственности пользователей интернета за распространение медиаконтента, признанного «экстремистскими материалами», — причем не только в виде штрафов, но и в виде лишения свободы (административного ареста).

7 мая 2021 года Генеральная прокуратура Беларуси распространила заявление о том, что сотрудники прокуратуры осуществляют ежедневный мониторинг сообщений сети интернет, при этом «любой шаг в интернете, будь то посещение определенного ресурса либо дача оценок конкретному изображению или сообщению в социальной сети, их перепост или комментарий к ним, фиксируется».

Интернет-пользователей наказывают даже за «распространение экстремистских материалов» в частной переписке. Так, Павел Смирнов из Минска был наказан 15 сутками ареста за пересылку своему другу сообщения из Telegram-канала TUT.by, после того как сотрудники милиции получили доступ к его телефону.

***

Масштабы продолжающегося государственного вмешательства в деятельность независимой онлайн-журналистики, использования социальных сетей и мессенджеров подтверждают, что власти рассматривают свободу слова в интернете как одну из форм оппозиционной активности.

Тем не менее влияние независимых новостных источников информации продолжало расти.

В информационном онлайн-пространстве страны по-прежнему преобладают независимые, а не государственные новостные сайты. Хотя большинство независимых медиасайтов было заблокировано в течение 2020—2021 годов, они диверсифицировали свои каналы распространения информации в социальных сетях и мессенджерах и сохранили доверие аудитории.

 

http://www.infopolicy.biz/?p=18106

Самые важные новости и материалы в нашем Телеграм-канале — подписывайтесь!