Аўтарская калонка

Жанна Крёмер: Подкастинг воскрес

01.08.2018 Аўтарская калонка Жанны Кромер 875 0

Кажется, мы слышали это уже как минимум лет десять назад: у подкастов большое будущее, давайте записывать подкасты! Однако и так не очень крутая волна сошла на нет. Но, чу! Вот громче и громче из-за океана доносится знакомая мелодия и мелькает идея записывать аудио для скачивания. Вы тоже ловите себя на том, что чаще слушаете аудиокниги за рулём, подкасты про бизнес и маркетинг на велосипеде, дурашливые шоу одновременно с чисткой картошки?

Music Is My Sanctuary (СС) Matthew G

Я тоже удивлена. Ещё 4 года назад я сама всех уверяла, что подкастинг мертв и даже закрыла своё подкаст-радио для женщин. Некоторые крупные европейские медиа также отказались от аналогичных проектов, разочаровавшись.

Свершится ли новое, теперь уже “настоящее” пришествие подкаста в журналистику? Стоит ли “стегать дохлого коня”? Такой вопрос я задаю себе сегодня.

Вот и Саша Романова из Kyky.org сообщает, что “колонки писать уже не модно” и записывает с коллегой Настей Рогатко отличный ролик ”Куропаты, эрекция, стыд”, где на пальцах объясняет ситуацию с конфликтом вокруг ресторана “Поедем поедим”, построенного рядом с местом захоронения огромного количества репрессированных людей.

Ты кто?

Что такое этот подкаст вообще? Многие представляют себе, в первую очередь, аудио. Однако же видео тоже может быть подкастом, если картинка не играет в нём главной роли и его можно, мало потеряв, просто слушать. Самое современное определение подкасту дал, как мне кажется, немецкий журналист Штефан Шульц, определив к подкастам все цифровые документы, которые можно потреблять без (обязательного) участия монитора и активного подключения в интернету.

Кстати, во время своего выступления на медиа-конференции в Берлине Re:Publica 2018 Шульц назвал подкаст единственной инновацией в журналистике за прошедшие 20 лет дигитализации. Упоминая тот факт, что сегодня мы больше не читаем тексты, а лишь смотрим картинки, он всё же заметил:

“Смартфон разрушил многие журналистские форматы, но он же дал нам подкаст”. 

Мысли вслух — новый формат журналистики

Немецкая медиа-эксперт Клаудиа Крель считает, что подкастинг в отличие от близкого родственника — радио, имеет огромные преимущества, которые важны современному потребителю информации.

Во-первых, подкастинг отлично вписывается в потребности слушателя в независимости. Сегодня, избалованные интернетом и TV-стримингом, мы сами хотим выбирать время, место и темы того, что будем слушать. Нам важно иметь возможность отложить прослушивание интересного аудиофайла “до следующей пробежки”.

В то же время и перед письменным текстом подкастинг выигрывает тем, что информация, записанная в аудио, передает голос журналиста, его интонации, эмоции. Это более живой информационный канал, он считывается легче, нежели сухой печатный текст. А это также важный фактор для современного слушателя и зрителя, привыкшего к динамичным картинкам и аудиопродуктам, к тому, что информация должна подаваться как можно более красочно и разнообразно, обязательно задействуя нашу эмоциональность.

Основатель русскоязычного проекта про личную эффективность «Будет сделано» Никита Маклахов считает важным преимуществом подкастинга его длительную доступность слушателю. «Даже через год пользователи могут слушать подкаст, в то время как информация в социальных сетях живет один час», — говорит он в интервью vc.ru.

cat_headphones (СС) stu plimsoles

У них — у нас

С одной стороны буквально недавно прослушивание подкастов стало массовым явлением в США. Большую роль в этом буме играют, видимо, такие подкасты-повествования, как Serial  и S***town , которые рассказывают, например, о криминальных историях и напоминают настоящие детективы, однако являются журналистскими расследованиями в реальном времени.

С другой стороны такие новостные медиа как The Daily — The New York Times открыли подкастинг и активно развивают его в качестве инструмента для распространения новостей.

В Европе также растет количество тех, кто слушает подкасты. В Германии, например, пять лет назад подкасты слушали ровно 2 миллиона человек, в 2017 году их количество увеличилось до 10 миллионов. Каждый пятый человек в Германии в возрасте от 14 до 29 лет — постоянный слушатель подкастов.

Медленно, но верно, подкастинг двигается и в сторону постсоветского пространства. Свои подкасты уже есть у информационного портала Meduza и у Arzamas — проекта, посвященного истории культуры.

Эксперты, которых опросили для статьи “Чем живет рынок подкастов в России и мире”, считают, что рынка подкастов в России (пока) нет, но тем не менее, в этом направлении всё довольно быстро развивается в последние два года. Белорусский потребитель аудиоконтента, вероятно, традиционно припадает к русским источникам информации. Исследований на эту тему найти не удалось.

Старый новый инструмент

Так “прокатит ли” сейчас то, что “не прокатило” 10 лет назад? Предпосылки отличные: сегодня нам не нужна куча проводов, чтоб скачать нужное аудио в свой плеер; да и по сравнению с 2006 годом, когда сотовые телефоны не подключались ко “всемирной паутине”, а iPod был редкостью, у большинства из нас с собой всегда есть смартфон, планшет или другие гаджеты. Даже некоторые холодильники имеют выход в интернет. Теперь-то мы можем, а не только хотим, везде и всегда слушать интересное.

Судя по всему, сухую новостную журналистику и так скоро возьмут в свои твердые цифровые руки роботы, которые уже вполне справляются с написанием новостей о погоде и спорте. А вот журналистика мнений, зовущая к общественному диалогу, будет всё более актуальной. И тут важна именно интерактивность, возможность высказать и своё мнение под прослушанным материалом — ещё одно важное отличие подкастинга от радио.

Многие радиостанции уже и так стараются расширить свою сферу влияния, открывая медиатеки для слушателей и давая возможность слушать не только передачи в эфире, но и скачать их же уже в виде подкаста, например, на iTunes. Подкасты предоставляет продавец аудиокниг Audible и служба музыкально стриминга Spotify, крупные новостные порталы вроде Spiegel Online или ZEIT ONLINE.

Music Is My Sanctuary (СС) Matthew G

У You Tube шире аудитория, ну и что?

Интерес к подкастам не так высок, если сравнить с развитием другого современного медиа - YouTube. Однако и публика здесь другая и запросы от неё. Если средняя продолжительность видео на You-Tube 8-10 минут, то подкасты длятся в среднем от 20 минут до 2 и даже 4 часов. И, главное, слушатель подкаста обычно более заинтересован конкретной темой и готов потратить это время на прослушивание информации по ней. Что, несомненно, один из ключевых моментов для самофинансирования подкастинг-журналистики, поскольку именно такая группа слушателей самая желанная для рекламодателя.

Мне кажется, прав журналист Филип Банзе (Re:Publica TV), сравнивший подкастинг с нишевыми журналами, которые изначально предназначаются не для такой широкой публики, как популярные издания. Несмотря на более ограниченную аудиторию, эти журналы многие десятилетия держатся на плаву и зарабатывают свой кусок хлеба, благодаря верной аудитории.

Потенциал раскроется с развитием техники

Дело за малым, пользователь должен научиться оставлять комментарии, не останавливая пробежки или не отнимая рук от руля, не переставая мыть посуду. И, возможно, это один из факторов, который не дал развиться подкастингу лет 10-15 назад. Для интерактивности не хватало технических условий.

Сейчас же, как утверждает менеджер по инновациям государственной берлинской библиотеки Ральф Штокман, это лишь вопрос времени, когда наши iWatch и аналогичные гаджеты, измеряющие температуру, сердцебиение и т. д. просто смогут “комментировать” за нас. Т. е. отправлять, конечно же, не такой же комментарий, как мы бы написали его сами, но вполне сносно отмечать наше настроение на протяжении прослушивания подкаста, переводить данные о настроении в картинки или стандартизированные тексты и таким образом “принимать участие в дискуссии” под постом. Наше тело будет говорить за нас, уверен эксперт.

Так что записывайте подкасты, коллеги!

Не пропустите волну.