206 0

Плакаты о цензуре беларуских дизайнеров выиграли на международном конкурсе

14.09.2018 Крыніца: www.the-village.me

7 сентября в Освенциме открылась VII Международная биеннале социально-политического плаката. В этом году 394 художника из 38 стран, от Афганистана до США и Зибабве, прислали 758 плакатов. Из них к выставке были допущены только 73 работы.

https://baj.by/sites/default/files/event/preview/egtdwki2rhoriivaznbsda-default.png

Биеннале посвящено вопросам и проблемам гражданского общества: толерантности, экологии, равенству прав и влиянию государства на жизнь граждан, расизму, насилию и нарушению прав детей, женщин и меньшинств. По мнению организаторов, плакат представляется «наиболее красноречивой формой выражения комментария художника, которая достигает самой широкой аудитории».

Жюри вручило три награды, а также наградило восемь художников в специальных категориях.

Первая награда (1st Prize) досталась беларусу — Юрию Торееву за плакат «Цензура». Также беларуский художник и дизайнер Владимир Цеслер получил за плакат «Министерство культуры» награду ректора Академии изящных искусств в Кракове.

The Village Беларусь взял комментарий у Юрия Тореева по поводу его работы.

Юрий Тореев. Преподаватель кафедры графического дизайна БГАИ. Член Белорусского союза дизайнеров: «Это проблемы не только Беларуси — они общечеловеческие»

Плакат Владимира Цеслера называется «Министерство культуры». Есть такое известное выражение — «Грести всех под одну гребенку», то есть, делать всех одинаковыми.

Искусство и Министерство культуры — разные вещи. Наверное, Владимир ставил вопрос: нужно ли художнику министерство? Не все могут быть одинаковыми, ровными, как будто причесанными. Думаю, этот смысл он вкладывал в свою работу.

Мой плакат — с пуговицей, называется «Цензура». В нем я использую символ пуговицы, которую используют, чтобы застегнуть, спрятать, сделать ровным. Две маленькие дырочки, которые есть в пуговице, это маленькие глазки. То есть, человечек сидит за этой пуговицей — он цензурирован и может только смотреть через эти маленькие дырочки. Закрытость, а не открытость.

Плакаты нельзя описывать, они сами за себя говорят. Они и являются тем визуальным высказыванием, которое отличается от речевого.

В том, что беларусы выиграли с работами на тему цензуры и «уравниловки», я не вижу иронии. Думаю, совершенно не имеет значения, из какой страны плакат. На биеннале было прислано огромное количество плакатов, более семисот, а выбрано в десять раз меньше. То есть, отбор был невероятно большой. И на этой выставке, в каталоге, люди говорят о самых актуальных мировых проблемах. Это проблемы не только Беларуси — они общечеловеческие и находят отклик у жюри и зрителя. Я не думаю, что принадлежность к определенной стране является критерием отбора. Это совершенно не так.

Жюри выбирало те плакаты и высказывания, которые не смотрят в прошлое, а направлены в настоящее и будущее. Поэтому я не думаю, что это касается только Беларуси.

Была церемония наград, и победителей вызывали на сцену, вручали награды. О каждом плакате могли говорить что-то. Например, ректор Академии изящных искусств в Кракове сказал несколько слов о работе Владимира Цеслера — то есть, было очень внимательное отношение.

Так как награждение прошло совсем недавно, мы успели только разместить информацию о нем в Facebook, и нас поздравили люди, которые это прочли.  Но да, награда на таком международном конкурсе — очень почетно и радостно. Редкий случай, когда художников отмечают на подобных мировых форумах. Участие в таких конкурсах дает профессиональную уверенность в мировом контексте.

 

Каментары