Аўтарская калонка

Найбольш чытанае ў 2016 годзе. Максим Жбанков. Дюбеля и помидоры: танцы сбитых летчиков

30.12.2016 Аўтарская калонка Максіма Жбанкова 5464 13

Трудоустройство Александра “Помидорова” Кривошеева — героя альтернативной сцены и яркого журналиста, участника всех главных неформальных музпроектов последних 20 лет — на весьма своеобразный ресурс Sputnik (часть системы российского державного вещания на зарубежье) успело превратиться в резонансное медиа-событие. Во многом благодаря усилиям самого Кривошеева, продолжающего в эфирах объяснять, почему он не обязан никому ничего объяснять.

Титан рок-н-ролла позвал обсудить неправильную народную любовь и право на личное трудоустройство другого обиженного “не той” публикой — колумниста “СБ” и при этом лидера панк-банды “Нейродюбель” Александра Куллинковича. Значит — болит. Значит — тянет превратить боль в слова.

Двадцатиминутный разговор “хворых на рок-н-рол” оказался беседой про все сразу: про невидимый миру труд музыкантов и глупых заказчиков, про сетевых троллей и британскую науку, про бродячих собак и Джелло Биафру из Dead Kennedys, про чистую совесть и свободу мнений…

Поставленные голоса, перепады эмоций. Полное взаимопонимание. Прозвучало все, кроме главного (и самого неудобного) вопроса — о праве на сдачу и цене контракта.

Аргументы в стиле кривошеевского “инструмент должен работать: журналист должен писать, радио должно звучать, музыкант должен играть!” и куллинковичского “почему нормальный человек не может работать на радио, где он хочет?” были бы приемлемы для условной ситуации идеального наемника — пера на продажу, обладателя “второй древнейшей профессии” (если кто забыл, первой считалась любовь за деньги). В этом случае нет лирики, нет принципов, just business: рыночная стоимость журналиста как инструмента обусловлена его компетенциями и регулируется механикой спроса-предложения. Я продаю, ты покупаешь. Обсудим тариф.

Но мыслить в категориях рынка услуг можно там, где этот рынок существует. Нужно ли кому-то доказывать, что это никак не наш случай?

Тот, кто считает в нашем идейно разорванном и конфликтном обществе уход с недержавных хлебов под знамена (какой угодно) власти чисто техническим решением, либо обманывает сам себя, либо сознательно не желает замечать очевидного.

О’кей, ты — инструмент. Ты должен работать. Но в курсе, что сам по себе инструмент не играет — и хозяина не выбирает? Здесь и сейчас все рассуждения о “частной жизни” и “личном выборе” не стоят ровным счетом ничего. По той простой причине, что нет его — этого выбора. Есть безальтернативное предложение от мутных людей. И твое согласие на зависимость.

Дело тут, наверное, не в зыбкости убеждений “ренегатов”, а в узости белорусского поля возможностей и общей размытости границ допустимого. В пустом — для большинства — небе, где под полонез Огинского витают  в странной связке “Пагоня”, батька в вышиванке и плюшик Топа. В парадоксальных миксах убеждений и позиций. В общей, как оказалось, житейской беззащитности непрогнувшихся.

Прежние сюжеты усохли. Прежние схемы мертвы. Тесные стены, низкие потолки. И возникает соблазн ловчить. Искать рисунок маневра там, где его нет.

Так боевой карикатурист прежних “Свободных новостей” сумел удачно вписаться в команду “СБ”. Так лидер белорусского инди-кино Кудиненко лет пять назад поддался на уговоры “Беларусьфильма” с абсолютно предсказуемым итогом. Так папа минского панка Куллинкович полюбил изощреннейшего Павла Изотовича и честно не врубается: что тут не так? Так редактор “Нашай Нівы” сходил в телевизор к господину Давыдько, чтобы вдогонку программе ее заклеймить. И да, именно так отличный музыкант Помидоров превращается в спутниковского Кривошеева. Ложится строчкой в чужой расклад.

Был человек — а теперь колумнист. Был инди-рокер — стал инструмент. Неловко, конечно. Перед своими неудобно. Но как отбиться? Скажу, что так и надо. А если свои против — они уже не свои.

И здесь — чистое дежавю. Знакомый еще с похода рокмэнов в администрацию президента (2007 год) аргумент соглашателей: во всем виновата публика. «Вы — фанаты — нас придумали, вы нас присвоили, а мы не фига не такие и дайте нам жить как нам хочется!»

Простите, парни, не прокатит. Никак. Не для вас. Не для тех, кто придумал «цуд на каляды», «крывавае сьвята» и «снайпера на даху», записывал отчаянное «И так можно жить» и блестящие «Танкі», пел на «Салідарны з Беларусью» и выходил в «каралі раёну» с Вольским и Михалком. А теперь оказалось, что пацанам все равно, куда вписаться — лишь бы платили? Это не просто перемена мест. Это, джентльмены, личная капитуляция.

Но «трудоустроенные», кажется, и сами в курсе, что гордиться нечем. Эфирный гон на два голоса стал сеансом парного самогипноза «а что случилось, да ничего не случилось, мы все те же, какая разница, где работать, уроды те, кто нас не хочет».

Но странное дело: чем громче ты отказываешься оправдываться — тем больше тебя жаль. Как футболиста, что слил игру. Как подбитого летчика, воображающего, что он еще на высоте.

Каментары

Каментар выдалены з-за распаўсюду непацверджанай абразлівай інфармацыі. Калі Вы кагосьці ў чымсьці вінаваціце, прыводзьце, калі ласка, канкрэтныя факты. Рэд.

Я думаў-думаў, чаму такі боль і надрыў. Потым успомніў, што аўтар у 1990-х працаваў у фондзе Сораса, а калі яго зачынілі, то праз нейкі час уладкаваўся выкладчыкам у РІВШ БДУ. Беларускага ДЗЯРЖАЎНАГА Універсітэта, Карлы! Пры Лукашэнку, Карлы! І працаваў у ім некалькі гадоў - недзе да 2003 г.!

Сюды толькі рэдактар НН неяк не ўпісваецца

Тема очень сложная, это правда. И чтобы ее продолжать, надо вскрывать несколько дополнительных моментов.

Во-первых. Кем и где работает сам автор,г-н Жбанков? Это не праздное любопытство, просто если где-то на грантах, то моральное право "прогружать" теряется. От кого конкретно у него деньги? От других "спонсоров"? Или нет? Если нет, и "самозанятый", тогда, конечно, всё ок, и право имеет.

Далее, второе. Давайте тогда уж приводить конкретные примеры тех, кто не прогнулся. Честь им и слава, но тем не менее. Приходят на ум безвременно ушедшие,в 40-то лет. Сыс спившийся (кто помнит, что его "конкурент" по 1990-х Глобус - тихо барыжит книжками и тоже на Спутнике уже засветился?). Умерший непонятно от чего бард Сидорович. Умершая непонятно от чего Арина Вячорка. Умерший от нахлынувших болезней виленчук Витушка. Это все, кто держались до последнего. Кто изыскивали внутренние ресурсы и оставались на виду. Но что-то в них рано или поздно ломалось.
И вот только вспомнив эти примеры, давайте продолжать эту дискуссию.

Вам шкада, шкадуйце, навошта цялегі-та пісаць?

Ой, млин, какие мы, оказывается, высоконравственные!
"...Нет его — этого выбора. Есть безальтернативное предложение от мутных людей..."

Тут вот на днях россияне вытянули с Украины из тюрьмы Елену Глищинскую. С новорожденным ребенком. Журналистку.

Судя по тому, как освещался в оппо-СМИ факт нахождения в украинской тюрьме женщины с грудным ребенком в перерывах между камланиями по Савченко и как БАЖ выражал озабоченность положением своего украинского коллеги по журналистскому цеху - выбор таки есть.

Дзіма, па-першае, Жбанкоў талентам сваім зарабляе, аўтарскімі артыкуламі, вядзеннем праграмы на Белсаце, крытыкаю і т.п. І тое як і дзе ён гэта робіць, дае яму правы працягваць.

А па-другое, гэта крык вашай душы і матэрыялу датычыць ледзьве. Бо самая структура і ідэя, гэта не даследванне пра беларусаў напісаць, а паказаць галоўны і пару падобных прыкладаў. Гэта ў журналістыцы так робіцца, каб не пісаць пра ўвесь свет адразу.

Спадар Максім расклаў паводле псіхалогіі, ён нават не робіць папроку - ён толькі хітрыя схемы самасупакойвання Памідора выпраставаў з панакручаных. У нас жа ўсе круцяць! Там недзе ў артыкуле ўзгадана - межы дазволенага і сорамнага ў Беларусі размытыя. Можа настане час калі пачнем казаць наўпрост (бо гэта і так вядома!!!) - "МІяне задрала гімнамі займацца і палітычнай пазіцыяй, іду працаваць у супрацьлеглы лагер, пастаруся не ўляпаць твар у гаўно". Усё. Гэта ўсё што патрабуецца.

Прашу не бачыць агрэсіі ў манеры маёй пісаніны. Яна канкрэтная, бо на ваду і слёзы сіл шкада.

Юля, Вы, па-першае, за ўсіх не кажыце ("У нас жа ўсе круцяць!"). "А па-другое", вядзенне праграмы на "Белсаце" яшчэ не робіць маральным аўтарытэтам. Дарэчы, да Вашага канала таксама былі прэтэнзіі ў плане журналісцкай этыкі: http://belisrael.info/?p=4311 Не думаю, што "засвяціцца" на праграме бел. тэлебачання - гэта большы грэх і праява "соблазна ловчить" (няма папроку, really?), чым некалькі гадоў працы ў ідэалагізаванай дзяржаўнай установе.

Вот интересно - Жбанков работает на польском телеканале, и куда-то продает свою критику и статьи. То есть, все это он делает за гранты, ибо кому интересны его критика и статьи.

Но ему можно работать на польский имперский канал.
А Помидорову на российский имперский нельзя :)

Я за разные мнения, но если Жбанков считает, что Помидоров не имеет права работать там, где вздумается, то пусть содержит Помидорова :) и других змагароу это тоже касается: вон и Вольский уже на грани голодной смерти и многие другие известные лица.

Юля, это я к тому, Вы же понимаете, что по существу я обеими руками за высказанное Жбанковым мнение. Но легче как-то, хотя бы и мягко, заклеймить человека, чем реально как-то разобраться в ситуации. Мне не показалось, что Жбанков разобрал ситуацию досконально. Вон, Игерь про Вольского упомянул к месту. Да, его жена тоже в упомянутом мной ряду.

Вот мне интересно очень, почему некоторые вещи, такие как работа на определенном месте, выбор определенного языка устного и письменного общения, выбор между соблюжением или нарушением норм языка повседневного общения, позиция относительно внешних союзлв твоей страны - начинают трактоваться не как личная позиция, достойная несогласия но уважения, а как предателство неких высших идеалов? Критерием деления на своих и чужих, правоверных и подонков, несломленных и прогнувшихся? Причем это свойственно именно "демократической лиеральной интеллигаенции", т.е. людям, которые по определению должны бы быть более разумными гибкими, толерантными, ширококругозорными и открытыми к диалогам и публичным дискуссиям.

Ох, чегой-то я в этой жизни не понимаю :)

"пацанам все равно, куда вписаться — лишь бы платили"

обычная проституточная позиция.

кисейная бабушка рассуждает про мораль