Аўтарская калонка

Максим Жбанков. Борьба по нашей цене. Как ЕГУ стал газетой

12.03.2016 Аўтарская калонка Максіма Жбанкова 3108

Все не так, как ты думаешь. Не так, как ты обычно думаешь. Стоит лишь посмотреть вокруг и посчитать примеры. С виду литератор, а приглядишься — полковник. Вроде пламенный борец с системой, а вблизи — титан стадионного чёса. Как бы артист, но уже аппаратчик. Еще поэт, но убедительней смотрится в жанре застолья. Где-то интеллектуал, а по сути — нервный первоклашка. Формально — декан философского факультета, реально – титан пропаганды. Или вот, мое любимое: ЕГУ (Вильнюс). Вроде как университет. Как бы в изгнании. Предполагается, что для Беларуси. Спорно. Но эта легенда умеет за себя постоять.

https://baj.media/sites/default/files/blogs/frontpage/ehu.jpg

Самым популярным сюжетом раздела «Образование» в независимых СМИ ЕГУ стал пару лет назад, войдя в стадию перманентного кризиса и креативной деградации. Закрытие учебных программ и провальный рекрутинг, импровизационный менеджмент, выжимание «неудобных» кадров и явное желание сэкономить на беларуских сотрудниках, регулярные финансовые скандалы, странные выборы ректора, очевидная стратегическая беспомощность в «белорусском вопросе»… Знаки беды были настолько явными, что не заметить их никак не получалось. Пошла плохая пресса.

К информационной войне администрация была не готова: прежде для спонсоров и прочей Европы хватало героической позы «университета в изгнании», кузницы кадров для новой страны. А с белорусской стороной объясняться иначе как в режиме агитки (голуби, мороженное, Вильнюс, свобода) никто не спешил. Пока эта самая сторона не стала угрозой административной стабильности.

Тогда скучный отдел информационной работы стал Министерством Правды и принялся рассылать скорострельные заявления и опровержения. Жизненно важной оказалась прежде никому особо не нужная учебная медиа-лаборатория: ее руководство срочно приняла литовская профи с неоднозначной репутацией. Одно за другим публиковались позитивные интервью от правильных спикеров и даже — о чудо! — первый за десять лет онлайн с ректором Михайловым. Студенты под оком фотообъективов пили чай с начальством. Прогрессивная общественность наконец-то узнала в лицо председателя Управляющего Совета. И с интересом опознала среди фигурантов очередного ЕГУ-шного пропагандистского ролика одного из нынешних лидеров «Говори правду!».

Косяком пошли интенсивные сигналы университетской «беларускасці», регулярные сводки визитов в ЕГУ знаковых персонажей вроде Алеся Рязанава и Адама Глобуса (с непременной групповой фоткой “скажите чи-и-из!”), пафосное заявление нового ректора американца Поллика по поводу наших президентских выборов-2015 (с чего руководитель учебного заведения решил публично оценить политический процесс, до сих пор остается тайной)… И, да, спецпредложение для желающих вложиться в наше дело: особые расценки будущих сотрудников сетевой EHU Times. Предложение для доноров, нечаянно ставшее достоянием публики.

Зачем газетке частного вуза тысячные гонорары в евро? В чем смысл ее перерождения из студенческого боевого листка в площадку для специально приглашенных местных кадров явно не студенческого возраста? Сколько стоит ее содержание и почему прежде на это ничего не просили? Кто просчитал эффективность подобных вложений? Вопросы больше, чем актуальные. Тем более для вуза с бюджетным дефицитом — по некоторым данным — почти в два миллиона долларов.

Официальные комментарии вуза звучат эпично: за скромный вклад в корпоративный ресурс обещаны содействие “ускорению социальных трансформаций в Беларуси и всем восточноевропейском регионе”, “независимая и прозрачная медиа-аналитика”, и даже “противодействие государственной пропаганде официальных белорусских и российских медиа”. Короче, главного врага “русского мира” теперь зовут Гарри Поллик. А ЕГУ, судя по новым приоритетам, впору переименовать в New York Times.

Конечно, в финансовых планах университета есть и другие (пока нам неизвестные) статьи расходов. Но именно эта выглядит весьма показательной: ЕГУ привычно шатает между правдой частного коммерческого предприятия и имиджем социально значимого общего дела, между авторитарным администрированием и демократичной риторикой. Поэтому так важно играть сразу на двух площадках: кулуарной теневой дипломатии и агрессивной публичной саморекламы. Прибавь громкость второй — и никто не спросит про первую.

Не хватает успехов? Значит вложимся в пропаганду успеха. Будем лепить события. Покупать бигборды и клеить рекламу в поездах. Делать кино с любимой собачкой ректора под его любимую виолончель. В очередной раз пользовать лояльные кадры (куда ж им, болезным, деться!). И, разумеется, еще больше EHU Times — c проверенными кадрами по хорошей цене.

Казалось бы, мелочь. Частная утечка  с полей боев за бюджет. Но за ней — большая правда имитационного проекта “в изгнании”: там важней не менять страну, а выбивать ресурсы. Не решать проблемы, а гнать медиа-волну, нервно отзываясь на любой “не тот” сетевой сигнал.

Самыя важныя навіны і матэрыялы ў нашым Тэлеграм-канале — падпісвайцеся!