Аўтарская калонка

Максим Жбанков: Баттлом по фэйсу. Как нынче скандалят в медиа

15.04.2016 Аўтарская калонка Максіма Жбанкова 1702

К чему нам медиа? Романтик крикнет: “Говорить людям правду!” Циник возразит: “Управлять мнениями, создавать убеждения!” Политик, заглянув в шпаргалку, заявит: “Пресса – это власть!” И только обычный юзер честно скажет: “Чтобы было интересно…” Информационный аттракцион – естественный формат “народных” медиа – от старого Playboy до сегодняшней “Нашай Нівы”. На что народ ведется? Да как всегда: катастрофы, криминал, секс, скандалы. Но, забрасывая удочку, сам рискуешь стать наживкой.

https://baj.by/sites/default/files/blogs/frontpage/naidzenau-lid.jpg

Спровоцировать читательский ажиотаж прежде удавалось точной режиссурой медийной подачи. Скандал заказывали? Пара размытых фоток, горсть неосторожных фраз, несколько невнятных свидетельств, пригоршня сплетен, бронебойный заголовок – умелому повару было достаточно для очередной “бомбы” на первую полосу.

Были предприятия и посерьезней: акулы журналистских расследований вели глубинный поиск потаенной фактуры, складывая из разрозненных показаний и обрывочных данных цельную картинку случившегося. Идеальный автор медиа-скандала всегда был мастером сборки и монтажа. Он делал точную аранжировку данных, превращая информационные шумы в убойные тексты. За что боялись медиа? За шустрость и борзоту. За демонстрацию силы. За точный фокус и жесткий подход. За что любили? Ровно за то же самое.

Но так было прежде. Наши новые-старые медиа, попав в онлайн, сбавили темп и резко упростились. В условиях жесткой нехватки средств проще всего оказалось сэкономить на мозгах. Умники вылетали первыми. И вправду – зачем париться, если под рукой фотка моделей в бел-чырвона-белых бикини, пост о дегустации пива в Брюгге, свежая карикатура и пресс-релиз очередной выставки? А если вдруг нет своего, всегда можно занять у соседа. И уже нет разницы who’s talking: “Радио Свабода”, пересказывая Euroradio, “Наша Ніва”, перенимая с “Радио Свабода” или все вместе, кусками цитируя фэйсбук. Зовите это новым подходом. Для меня это капитуляция перед контентом. Сегодня мы не делаем скандалы. Мы позволяем им прозвучать сквозь нас.

Свежий пример: ситуация вокруг креативного пространства Корпус 8 – в результате конфликта с менеджментом оттуда ушла арт-бригада продюсера Александра Богданова (aka Папа Бо), ответственная за ряд ярких проектов последних лет. Люди достойные. Вложились в новое дело. Оказались ненужными. Обидно? Естественно. Жалко? Не то слово.

Что делают изгнанники? Пишут об обидах в фэйсбук. Сетуют на свою наивность и доверчивость. Что делают “победители”? Отбиваются в фэйсбуке. Намекают на угрозы, наезды и проколотые врагами шины. Что делают медиа? Несколько простых движений: а) читают фэйсбук, б) выходят на конфликтующие стороны, в) просят поговорить. Потом речи публикуют. Со всеми обидами и проколотыми шинами. И что? И все.  Просто еще больше их фэйсбука. Теперь и на нашем канале.

Точно так – плоско и безразлично – недавно медийно раскручивался другой скандал, вокруг литературной премии “Дебют”. Молодые поэты обиделись, что среди них не нашлось первача (приз разделили поровну на троих). Написали протест – жюри ответило – самый задиристый из протестантов вывесил видео с вызовом врагов на баттл – жюри ответило – протестант ответил – жюри отозвалось…  Как на матче по теннису: шарик направо – шарик налево – опять направо – и опять налево. Шарик летает. Люди играют. Медиа наблюдают. Не влияя на ход и градус разборки. Уйдут – никто и не заметит.

В чем прикол? В том, что мы сдаем позиции. В том, что медиа все чаще превращаются в пустое окно для залетных комментов. Площадку, открытую чужой режиссуре чужого шоу.  “Лёгкія-легкія” (Вольский) наши СМИ – оказываясь от суждения и активной работы с контентом – сами выносят себя за рамки процесса. Они качают заемные смыслы, не пытаясь их превратить в свои тексты. Да, формально у таких материалов есть автор-журналист. Но по сути это всего лишь живой диктофон. С парой базовых функций: “Запись” и “Воспроизведение”.

А это значит, что реальными СМИ становимся совсем не мы, а голоса фэйсбука. “Аффтары правды”, которые бросают в народ свои нервные послания городу и миру. Они конструируют смыслы, фильтруют словарь и расставляют акценты.

Короче, делают нашу работу, пока мы молчим.

Самыя важныя навіны і матэрыялы ў нашым Тэлеграм-канале — падпісвайцеся!