2853

Женщины и мужчины в белорусских СМИ: кого не замечают журналисты?

04.05.2016 Крыніца: Любовь Проневич для baj.by

Соотношение количества мужчин и женщин в Беларуси изменяется, начиная с 35 лет, и к 63 годам достигает перевеса в сторону женщин в 1.4 раза. (Белстат, 2015 г.). Женщины сегодня, как и мужчины, интересуются политическими тенденциями, экономической ситуацией, общественным устройством, культурными событиями, развлечениями, темами здоровья и спорта.  Но помнят ли редакторы медиа, что их читают не только мужчины и как выглядит с этой точки зрения наполнение новостной ленты?

Для привлечения внимания читателей большинству новостных заголовков сопутствуют иллюстрации к содержанию материала, поэтому уже по опубликованным изображениям можно понять, кто является главными героями новостной истории. Чтобы определить присутствие женщин и мужчин в белорусских СМИ, проанализируем фотографии (или иллюстрации) к заголовкам новостных статей пяти ведущих новостных ресурсов за одну неделю (с 12 по 18 апреля 2016 г.).

Среди локальных новостных ресурсов в интернете и печатных СМИ в интернете за последний месяц по статистике «Акавита» лидируют: Хартия`97 — новости из Беларуси, «Наша Ніва», БелТА, «Советская Белоруссия» и «Народная воля». Эти издания в Интернете являются наиболее посещаемыми по суммарному количеству обращений к страницам сайтов за последний месяц с постоянной аудиторией от 146,5 тысяч активных пользователей и ниже — т. е. тех людей, которые обращались за информацией к ресурсу не реже 1 раза в неделю.

Оказалось, что количество женских изображений к новостным заголовкам отобранных СМИ за одну неделю составила всего 25%.

Рис. 1. Количество изображений (фото, иллюстраций) женщин и мужчин к заголовкам новостей в % от общего числа иллюстрированных заголовков за период одна неделя (с 12 по 18 апреля 2016 г.)

Перевес новостных материалов в 3 раза в пользу мужчин не является исключительным для Беларуси. Согласно исследованию Глобального Медиа Мониторинга (ГММ), который проводился в 107 странах в 2015 г., общая для всех стран представленность женщин в новостных медиа составляет 25%. И эта ситуация не меняется с 2010 г.

Почему в важных для жизни общества темах женщин меньше всего?

«Такое соотношение характерная черта не только белорусских, но и любых других иностранных СМИ, когда героев материалов-мужчин в несколько раз больше, чем героинь материалов-женщин, отмечает кандидат философских наук, заведующая кафедрой технологий коммуникации Института журналистики БГУ, эксперт в области гендера Ирина Сидорская. Хотя среди населения трудоспособного возраста женщины доминируют, но среди руководителей преобладают мужчины. Поэтому естественно, что среди героев материалов чаще встречаются руководители, чем рядовые сотрудники.

Вторая причина, на мой взгляд, заключается в том, что подсознательно журналисты, когда ищут ньюс-мейкеров для новостей, выбирают мужчин, поскольку им кажется, что мужчина скажет более нужные, более правильные, более экспертные слова. Лишь в случае невозможности обратиться к мужчине, журналисты обратятся к женщине».

В целом, женские изображения в новостях встречаются в 3 раза меньше, чем мужские. В рубриках «Политика», «Общество», «Экономика», «Культура», «Спорт» освещаются события, связанные, в основном, с мужчинами. Больше всего женщины представлены в спорте. Тем не менее, и здесь их изображений по сравнению с мужскими меньше в 1,8 раза. Почти в 5 раз меньше изображений женщин присутствует в политических новостных материалах, в 8 раз — в экономической сфере, в 3 раза — при освещении социально значимых событий.

Рис. 2. Распределение количества изображений (фото, иллюстраций) к заголовкам новостей в сфере «Экономика» по пяти критериям за одну неделю (с 12 по 18 апреля 2016 г.)

Рис. 3. Распределение количества изображений (фото, иллюстраций) к заголовкам новостей в сфере «Спорт» по пяти критериям за одну неделю (с 12 по 18 апреля 2016 г.)

Почему журналисты обращаются за экспертным мнением к мужчине?

«Потому как воспринимаем в качестве руководителя, в качестве того, кто обладает знанием, кто компетентен в определенном вопросе, прежде всего мужчин», считает Ирина Сидорская. В этом и заключаются наши стереотипы. Ведь журналисты такие же люди, как и все мы. Если они специально не изучали гендерные науки, если специально не отслеживали гендерную тему и не владеют знанием, то и будут обращаться, в основном, к мужчинам. Или в случае выбора между героем и героиней статьи – для того, чтобы материал получился лучше или представительнее».

Рис. 4. Распределение количества изображений (фото, иллюстраций) к заголовкам новостей по основным рубрикам за одну неделю (с 12 по 18 апреля 2016 г.)

Выявленные  тенденции подтверждают данные (ГММ, 2015 г.) в Беларуси. За один день — 25 марта — упоминание о женщинах в новостях составило на радио и ТВ — 27%, в интернете — 23%, в Twitter — 15%. Женщины чаще появлялись при освещении темы знаменитостей, искусства, медиа, спорта. Самым низким оказалось присутствие женщин в обсуждении тем экономики, науки, здоровья, социального устройства и законодательства. Кроме того, среди всех женщин, которые упоминались в новостях, только 47% цитировались (в случае мужчин —  70%).

«Причиной этому являются гендерные стереотипы, которые сильно влияют на наше общественное пространство, — анализирует проблему эксперт в области гендерной политики, председатель правления МОО «Гендерные перспективы» Ирина Альховка. —  Согласно гендерным стереотипам, в целом жизнь делится на публичное пространство, где больше всего присутствуют мужчины, и на частное пространство, где присутствуют и руководят женщины. Новости это отражение в данном контексте публичного пространства, т.е. того, что происходит вне семьи. В новостных ресурсах и журналах, которые посвящены, например, темам семьи, индустрии красоты, спорта, скорее всего, будут лидировать женщины. Поскольку женщина  лидер в частном пространстве, а мужчина  в публичном. И было бы всё хорошо, если бы в Беларуси 54% населения не составляли женщины».

Ирина Альховка подчеркивает, что «за последние 5 лет изменился портрет журналистов, но сама репрезентация не изменилась». Количество новостных историй, которые вышли под авторством женщин, возросло до 73,6% (по сравнению с 39,2% в 2010 г.) (ГММ, 2015 г.). Остается вопрос, почему женщины-журналистки не хотят писать о женщинах? Политика ли это редакции или это частный выбор журналистов?

«С одной стороны, женщины бы с интересом писали о женщинах. Но если женщин в экономике меньше и они занимают меньше руководящих позиций, то о ком писать? —  рассуждает эксперт. Поэтому  пишут о мужчинах. Но почему женщин меньше в экономике, в политике? Почему они не занимают руководящие должности? Анализ ситуации приводит к тому, что это связано и с гендерными стереотипами, и с гендерной сегрегацией на рынке труда, и со стеклянным потолком. У нас есть разделение на «женские» и «мужские» профессии. Политическая сфера, к примеру, считается не «женской» сферой, куда женщины не очень хотят идти, так как предполагается, что у них будет очень интенсивная карьера, а при этом женщины затрачивают на выполнение домашних обязанностей в 2 раза больше времени, чем мужчины, по статистике Белстата».

Таким образом, женщины, хотя и являются потенциальной целевой аудиторией новостных ресурсов, в жизни остаются незамеченными для журналистов. Почему руководители ньюс-румов не используют иной подход в качестве бизнес стратегии, ориентируясь, в том числе, и на потребительниц новостей? Ведь они теряют часть аудитории.

«Во-первых, возможно, они об этом не задумываются, считая, что их читают в основном мужчины. — предполагает Ирина Сидорская. —  Во-вторых, женщины точно также разделяют гендерные стереотипы. Не следует думать, что только мужчины им подвержены. Женщины могут тоже, читая, не видеть проблемы и не осознавать, что та или иная тема недостаточно освещена с позиции женщины».

«Самая очевидная выгода писать о женщинах в том, что есть возможность узнать, о чем думают представительницы 54% населения республики,считает Ирина Альховка. Есть женский взгляд на многие вещи, потому что женская социализация другая. Например, в сфере автоматизации и модернизации производства, мужчин-руководителей будут интересовать технические и финансовые аспекты, а женщин, которые не занимают руководящие посты на сколько улучшатся условия труда, станет ли работа менее вредной и более безопасной, не потеряет ли она работу, если появится машина-автомат.

В  теме домашнего насилия мужчины-руководители рассуждают о законодательстве, а женщины, которые чаще всего становятся жертвами домашнего насилия, будут говорить о своем уникальном опыте. Именно этот опыт будет давать возможность понимать принимающим решение, где не срабатывает то или иное законодательство, почему агрессор уходит от ответственности. Это может быть частное мнение одного человека, но когда историй много, они начинают складываться в тенденцию. И тогда это уже не единичный случай, а именно тенденция, которая помогает решить проблему».

Количество изображений, на которых присутствуют и женщины, и мужчины, за неделю мониторинга составила всего 9%. Из них к нейтральным (изображения предметов, животных, транспорта, зданий и т. д.) было отнесено 36%. Многие люди к 35-летнему возрасту уже являются родителями и поэтому обращают особое внимание на информацию, связанную с детьми. Любопытно, что к материалам о детях соответствующие фотографии привлекали внимание лишь в 2% новостей.

Рис. 5. Распределение изображений (фото, иллюстраций) к заголовкам новостей по пяти критериям в % от общего числа иллюстрированных заголовков за одну неделю (с 12 по 18 апреля 2016 г.)

Таким образом, в результате семидневного исследования новостного дискурса белорусских СМИ в интернете оказалось, что проблема существует и заключается в присущих и журналистам, и обществу устоявшихся привычных тенденциях в отношении женщин и мужчин. Могут ли белорусские журналисты повлиять на сложившуюся ситуацию в области представленности мужчин и женщин в СМИ?

«Стереотипы невозможно изменить мгновенно, за одну кампанию,  отмечает Ирина Сидорская. Это длительная работа по изменению любых социальных стереотипов. Точно так же, как мы учимся более бережному отношению к природе. Нас постоянно призывают, например, раздельно собирать мусор, экономить электроэнергию. Так и с гендером. Изменения не происходят мгновенно – нужна постоянная работа журналистских коллективов. Но от журналистов зависит многое в данной теме».

Как журналист Вы можете постоянно анализировать: «Почему я обращаюсь к тому или иному человеку за комментарием, за экспертизой?» Либо, например, когда я интервьюирую женщину-эксперта, не спрашиваю ли я её о том, как ей удаётся совмещать работу с семейной жизнью или как ей удается так хорошо выглядеть? Не задавать женщинам тех вопросов, которые мы традиционно не задаем мужчинам».

«Мы представляем мужчину как идеального гражданина – он полноценный, владеет всеми правами и возможностями в обществе, но есть люди, которые слабо представлены, —  обращает внимание Ирина Альховка. В гендерном ракурсе это женщины. В возрастномэто молодежь и пожилые люди. В плане здоровья люди с инвалидностью. Например, по месту жительства  сельское население. Хорошо иметь демографическую картинку, чтобы раскрывать тему, включая все эти аспекты. Если мы обсуждаем проблемы сельской местности, нужно привлекать тех, кто там живет. В Беларуси их меньшинство, но ведь они там живут, а не мы, городские. Аналогично и в гендерном аспекте. Женщины точно также голосуют и выбирают политиков, у них также должны спрашивать мнения по политическим вопросам. Но проблема в том, как мы интерпретируем мнения. Очень часто это такой сингл кейс (единичный случай). Но из чего наша жизнь складывается – из миллионов частных случаев. Потому что жизнь каждого человека уникальна. Поэтому и получается, что интереснее, полноценнее будет инклюзивная картинка. Если будем спрашивать мнение у тех людей, которые в СМИ сейчас не достаточно представлены».

Фото psichov.net

Гендэрныя стэрэатыпы моцныя, і медыя гэтаму спрыяюць

Камісія па этыцы БАЖ: “Вечерний Могилёв” дапусціў грубыя парушэнні журналісцкай этыкі (пастанова)