335 0

SMM-специалисты: В Беларуси фейковых фолловеров закупают блогеры и малый бизнес

08.02.2018 Крыніца: marketing.by

В  конце января газета The New York Times опубликовала расследование о компании Devumi, которая продает всем желающим фальшивых фолловеров в твиттере, накрутку просмотров на YouTube, прослушивания на Soundcloud и просмотры профиля в LinkedIn. По оценке издания,  компания создала около 3,5 миллиона фальшивых аккаунтов и продает их всем "нуждающимся". Редакция The New York Times в ходе расследования купила у компании 25 тысяч фолловеров за 225 долларов. 

Marketing.by припомнил, что еще совсем недавно в беларуских digital-кулуарах ходили слухи о закупке фейковых фолловеров и обратился в SMM-агентства, чтобы узнать: каковы масштабы этой схемы в Беларуси? Или может быть, это дело прошлое, и у нас все чисто? 

Best-Tools-To-Identify-Fake-Twitter-Followers.jpg

 

У многих известных блогеров доля накрученных подписчиков достигает 70% в разных соц.сетях

Креативный директор digital агентства fray.by Андрей Астахнович считает, что в основном в Беларуси закупают подписчиков и накручивают вовлеченность блогеры и люди страстно желающие ими стать. По его словам, у многих даже известных блогеров доля накрученных тем или иным способом подписчиков достигает 70% в разных соц сетях.

-       От брендов запросов на накрутку не поступало. Скорее, раньше типичная ситуация была в том, что в kpi закладывали прирост большого количества подписчиков. Многие агентства и специалисты, чтобы выиграть тендер или просто вложиться в заявленный бюджет, накручивали подписчиков. Но с большего это все уже в прошлом для брендов. Теперь когда контент компаний пессимизируется в выдаче в ленте соц.сетей для подписчиков, упор идет на расшаривание контента на определенную аудиторию с помощью инструментов таргетинговой рекламы, - комментирует Андрей.

Кстати, в США у упомянутой выше компании среди клиентов фигурировало много знаменитостей — телеведущих, актеров, играющих в сериалах, спортсменов, музыкантов и так далее. Фальшивых фолловеров покупала жена американского министра здравоохранения, советник президента Эквадора Ленин Морено, редактор китайского государственного новостного агентства.

 

Услуги по “раскрутке\накрутке” занимают по разным оценкам до 95% digital рынка

Сергей Кузьменко, директор компании Web and Market,  утверждает, что ситуация с фейковыми фолловерами в Беларуси все еще непростая.

-        Каждый день, обучая представителей digital индустрии и бизнеса, сталкиваюсь с распространённым мифом: “завели группу\страницу – надо нагнать 10-100.000 ботов, а то, как голые, сидим”.

По словам Сергея, услуги по “раскрутке\накрутке” занимают по разным оценкам до 95% digital-рынка, рождая впечатление у бизнеса о SMM как о серой, или даже черной индустрии нагона ботов, накрутке показателей и тд.

- К огромному сожалению, эта модель не подлежит корректировке без разъяснительной работы на всех уровнях, от владельцев бизнеса и топов до непосредственных исполнителей. При отсутствии понимания возможных стратегий, откуда же возьмется понимание работы инструментов. И даже после интенсивов по digital и больших курсов с полным погружением в social media marketing бывало курсанты задают один и тот же вопрос “А почему вы не показываете как нагонять ботов?! ” Всем хочется побыстрее получить заветное число “подписчиков”.

Когда нас спрашивают – “сколько у нас будет подписчиков через месяц”, не интересуясь что для этого мы будем делать, наш ответ всегда один – “мы не торгуем подписчиками” ;), - комментирует Сергей Кузьменко.

business-bot.png

Маркетологи сегодня очень чутко относятся к любым накруткам

Алексей Ткачук, креативный директор getbob, говорит, что ему сложно припомнить хотя бы один случай, когда бренд отправлял запрос на “покупку ботов”. Всё же брендам интересны люди и работа с ними. Инициатива по бюджетному повышению ключевых показателей (реакции, подписчики) обычно исходит от исполнителя, который проваливается по выполнению KPI и пробует закрыть дыры в своей работе.

По словам Алексея, напротив, маркетологи сегодня очень чутко относятся к любым накруткам и обсуждают заранее, каким образом можно отследить недобросовестного подрядчика.

Но он также указывает на то, что малый бизнес и индивидуальные предприниматели любят гнаться за числами, поэтому среди Instagram-аккаунтов различных салонов красоты, цветочных магазинов, продавцов одежды эта практика крайне распространена.

- Считается, что число подписчиков влияет на индекс социального одобрения и потенциальный клиент скорее доверится профилю с 10.000 подписчиков-ботов, чем с 500, но живых. Отчасти это верно и у меня есть показательные случаи от знакомых, когда это работало. Но подобная практика сильно мешает двигаться бизнесу в направлении эффективного продвижения в дальнейшем, поэтому точно никому не рекомендую, -говорит Алексей Ткачук. 

Сравнивать отрасль с Западом не могу, данных недостаточно, но на Российском рынке, по моим ощущениям, ситуация похуже. Банально из-за его размера. У нас все на виду и манёвры с ботами не пройдут.

maxresdefault.jpg

За последний год появилось огромное количество сервисов для оценки качества аккаунтов в социальных сетях, с большим упором на Instagram. Сегодняшний функционал подобных систем анализа Insta-профилей гарантированно определит аудиторию с ботами. Алексей Ткачук приводит примеры  сервисов для оценки качества аудитории блогеров, географии их подписчиков. 

- Ключевые 2 для меня - это livedune.ru и inblogs.ru Первый позволяет анализировать ключевые показатели в динамике и смотреть на географию аудитории, второй очень просто отсекает накрученные лайки и комментарии из чатов активности, а также рассчитывает рекомендуемую стоимость рекламы.

По данным inblogs.ru: Из 18,5 млн проанализированных лайков в Instagram (аккаунты СНГ) 38% являются накрученными Из 1,8 млн проанализированных комментариев 50% относятся к чатам активности.

- Мы в getbob выступаем категорически против любых накруток, счастья они не приносят, как и денег:), - заключает Алексей. 

 

Бывают запросы на накрутку подписчиков от представителей скорее малого бизнеса

Анастасия Маринич (digital-директор агентства UFOX) и Евгения Макаревич (директор Академии Rocket) считают, что проблема с закупкой ботов есть. Но за последние 2 года обращения от среднего и крупного бизнеса на такие услуги исчезли Хотя еще 3 года назад на это был достаточно сильный спрос.

- Иногда бывают запросы на накрутку подписчиков от представителей скорее малого бизнеса, так как у них есть особо сильное желание получить быстрый результат и также быстро потом начать зарабатывать из социальных сетей. Но, к сожалению, это желание получить “волшебную таблетку”, чтобы было быстро, дешево и результативно, ни к чему не приводит. Ведь пустые пользователи не станут клиентами, соответственно, не принесут денег бизнесу, - говорит Анастасия Маринич. 

facebook-share-donazione-810x488.jpg

Почему мы против ботов?

1)    Эти методы не позволяют группам и страницам получать достаточный охват своих публикаций

2)    В группах, естественно, нет активности (лайков, репостов, комментариев). Ведь откуда им быть, если подписчики ненастоящие?

3)    Если социальная сеть обнаружит накрутку, то она может очень быстро “почистить” ваши страницы от ненастоящих пользователей. Резко и без предупреждения. В крайних случаях даже заблокировать страницу. А это уже вред репутации, пауза в работе и зря потраченные нервы.

4)    Накрутка сразу видна. К сожалению, на белорусском рынке еще есть компании, на страницах в Facebook у которых 20-50 тыс. подписчиков, но при этом по активности очевидно, что их в лучшем случае 500-1000. Это сразу вызывает подозрения и отталкивает не только профессионалов, понимающих, как это работает, но и простых пользователей.

По мнению представителей UFOX и Академии Rocket, фейковые фолловеры - это скорее самоубийство для бизнеса в социальных сетях, чем помощь. Но, к сожалению, до сих пор существуют и распространены компании и агентства, которые работают с этими инструментами. В Беларуси их все меньше, возможно, из-за более ограниченного рынка, но в России эта практика по-прежнему часто используется.

К слову в США после выхода расследования в эфир, на тему фейковых фолловеров обратили внимание политики. 30 января сенаторы от штатов Канзас и Коннектикут потребовали от американской Комиссии по торговли разобраться с «вводящими в заблуждение практиками» Devumi и похожих на нее компаний. Расследования в отношении Devumi также начала прокуратура штата Флорида.

Каментары