608 2

Проблемы СМИ в Беларуси: что, где, куда

17.07.2017 Крыніца: Андрей Бастунец для журнала "Абажур" Сюжэт: Заканадаўства ў галіне СМІ

Действительно ли Беларусь среди худших по свободе СМИ?

ГДЕ?

Весной «Репортеры без границ» опубликовали Всемирный индекс свободы прессы — ​2017. Беларусь в нем — ​153-я из 180. До этого несколько лет подряд наша страна занимала 157-е место, но вряд ли можно считать серьезным успехом «повышение» на 4 ступеньки. Мы по-прежнему среди стран, где ситуация в сфере свободы прессы оценивается «Репортерами» как неудовлетворительная. На их геополитической карте Беларусь находится между Свазилендом и Демократической Республикой Конго.

Схожие результаты дают исследования и других международных организаций. Например, в рейтинге Freedom House наша страна — ​в последней десятке, хоть и поднялась со 194-го места на 192-е.

Действительно ли все так плохо и Беларусь — ​одна из наихудших стран мира по свободе высказывания? Мира, в котором за год погибло 74 журналиста («Репортеры без границ»), а на 1 декабря 2016 г. в тюрьмах находилось 259 работников СМИ («Комитет защиты журналистов»)?

Не уверен. Но чем наша страна выделяется, и это, безусловно, влияет на ее репутацию, — ​так это степенью государственного контроля за информационным пространством.

Да, все рейтинги и оценки субъективны. Но эксперты оценивают вполне измеримые данные и процессы. Вина ли экспертов, что результаты этих измерений в Беларуси продолжают оставаться неудовлетворительными?

ЧТО?

На поверхности

Что не так со свободой СМИ в Беларуси? Конечно, сразу же вспоминаются непосредственные репрессии против журналистов. Раньше это были уголовные дела за клевету в отношении президента, разоряющие иски о защите чести и достоинства, индуцированные властью, санкции Министерства информации против редакций независимых СМИ. В последние годы — ​задержания журналистов и штрафы за сотрудничество с иностранными медиа без аккредитации. К слову, их легко подсчитать и сравнить. До недавнего времени динамика изменений была обнадеживающей. Например, если в «пиковом» 2011 году журналистов задерживали 167 раз, то в следующем, 2012-м, задержаний было только 60. Дальше эта цифра неуклонно снижалась из года в год, пока не достигла наконец 13 задержаний в 2016-м.

Правда, весной 2014 года появилась новая форма давления на журналистов — ​штрафы за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации. Фрилансеров, чьи материалы появлялись в зарубежных медиа (в первую очередь на «Белсате»), стали обвинять в «нарушении порядка изготовления и/или распространения продукции СМИ» (часть 2 ст. 22.9 Кодекса об административных правонарушениях). За два года — ​до апреля 2016 года — ​журналистов успели оштрафовать 48 раз. Но затем почти год новых протоколов по части 2 ст. 22.9 Кодекса об административных правонарушениях не составлялось. До марта 2017-го.

Уменьшение давления на журналистов в 2016 году на рейтингах не очень-то отразилось. Вероятно, эксперты понимали, что изменения неустойчивы и в любой момент (в зависимости от внутренней либо внешней ситуации) репрессии в отношении журналистов могут вернуться на круги своя. Так и произошло.

С началом массовых акций протеста против «налога на тунеядство» белорусские власти забыли про «послабления» в отношениях со СМИ и вернулись к тактике «не дать делать картинку». Только за один день 12 марта в различных городах Беларуси было задержано почти в полтора раза больше журналистов, чем за весь прошлый год — ​18. А в День Воли — ​25 марта — в два раза больше, чем 12 марта. Всего за «горячую весну — ​2017» БАЖ зафиксировал 96 задержаний журналистов, 10 из которых завершились административными арестами на срок до 15 суток.

Возобновилось и преследование журналистов по ст. 22.9 КоАП. На конец мая уже 22 раза журналисты были оштрафованы за сотрудничество с иностранными медиа на общую сумму в 15 525 белорусских рублей (для получения эквивалента в евро разделите на 2). И милицейско-судебный конвейер продолжает свою работу.

А ведь это только те проблемы, которые в буквальном смысле слова очевидны! Которые являются предметом обсуждения официального Минска с международными структурами и Евросоюзом. Которые легко решаемы, наконец.

В отличие от других, которые носят системный, хронический характер.

Системные проблемы в сфере СМИ

Уголовное преследование за свободу выражения мнения

Если раньше журналистов судили по диффамационным статьям (их в Уголовном кодексе Беларуси шесть, включая повышенную ответственность за клевету и оскорбление президента — ​ст. 367 и 368), то в 2016 году активно использовалась ст. 130 «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни» УК. В октябре по ней был осужден Эдуард Пальчис, основатель 1863x.com — ​блога, в котором резко критиковал действия России в Украине. В декабре задержаны три белорусских автора российских изданий (все они сотрудничали с информационным агентством REGNUM). Как объясняют официальные лица, за «оскорбление белорусского языка» и «попытку вбить клин между братскими народами». Они находятся под стражей уже полгода. Руководитель отдела «Репортеров без границ» по Восточной Европе и Центральной Азии Йохан Бир заявил, что «статьи этих трех блогеров являются спорными, но это не оправдывает их заключение. В соответствии с международными стандартами их временное задержание не является ни необходимым, ни пропорциональным».

Использование законодательства о противодействии экстремизму для давления на СМИ и журналистов

Закон «О противодействии экстремизму» дает очень расплывчатое определение этого термина — ​на страницу. Соответственно гуттаперчевым оказывается и понятие «экстремистские материалы». Признание таковыми альбома «Пресс-фото Беларуси. 2011», лишение лицензии издательства «Логвинов», закрытие «Авторадио», уголовные дела против Э. Пальчиса и регнумовцев — ​это лишь несколько примеров действия законодательства об экстремизме. В 2015 году созданы республиканская и областные экспертные комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия/отсутствия в ней признаков проявления экстремизма. Специалистов по этому вопросу в комиссиях — ​считанные единицы, а «квалифицированное большинство» — ​госслужащие с совершенно другой квалификацией. Фактически решение вопроса вынесено из правовой сферы в бюрократическую.

Чрезмерные полномочия Министерства информации по регулированию информационной сферы

Сегодня в руках Мининформа сосредоточены широчайшие полномочия: от регистрации СМИ и распространителей их продукции до применения санкций к ним — ​вплоть до возбуждения дел о прекращении выпуска СМИ или внесудебного блокирования интернет-ресурсов. Республиканская «антиэкстремистская» комиссия действует также при Министерстве информации. Перечисление случаев вмешательства Мининформа в свободу СМИ способно занять в «Абажуре» несколько страниц.

Между тем в Армении ведомство, подобное Мининформу, было упразднено несколько лет назад. Как сообщил, выступая в 2015-м на первой конференции СМИ Восточного партнерства руководитель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян, это повлияло на ситуацию со СМИ в стране только в лучшую сторону.

Проблемы с доступом к информации

Около 70 государственных органов (включая то же Министерство информации) вправе относить свои сведения к государственным секретам. Но и там, где информация вполне «невинная» (например, о количестве родившихся или о том, где можно кататься на скейтбордах), государственные органы и учреждения раз за разом отказывают журналистам в предоставлении сведений.

Используются и другие фильтры на пути информации к прессе: аккредитация, запрет госслужащим выступать в СМИ без разрешения началь­ства, пресс-службы (выполняющие во многих ведомствах «заградительную» функцию)…

Дело не только в том, что журналисты лишаются профессионального инструмента. Информации и возможности делать осознанный выбор лишается общество.

КУДА?

Карта перемен

Для того чтобы ситуация в сфере свободы выражения мнения в Беларуси соответствовала демократическим стандартам, мало внести изменения в действующее законодательство. Его надо заменить принципиально другим, что невозможно без политической воли властей, которой пока не наблюдается.

Но экономика и разногласия с Кремлем подталкивают Беларусь к выстраиванию отношений с демократическим Западом, для которого свобода выражения мнения имеет принципиальное значение. И это дает определенные шансы СМИ. Постепенное уменьшение количества задержаний журналистов в течение предыдущих лет, приостановление почти на год преследования фрилансеров за сотрудничество с иностранными медиа, возвращение в киоски и подписку независимых печатных изданий показывают, что планомерная работа с властями (с привлечением в союзники общественности, СМИ, международных организаций и структур) может дать эффект.

БАЖ разработал «дорожную карту» реформирования ситуации в сфере СМИ. Вначале мы предлагаем принять меры преимущественно правоприменительного характера, которые могут быть осуществлены в кратчайшие сроки. На втором этапе необходимо серьезное изменение действующего законодательства, а на третьем — ​принципиальное реформирование законодательной базы, закрепляющее изменение самой системы взаимоотношений «госу­дар­ство — ​общество — ​СМИ».

Среди мер, которые нужно принять на первом этапе, выделю следующие:

— вернуться к мораторию на привлечение журналистов к ответственности по части 2 ст. 22.9 КоАП за сотрудничество с иностранными СМИ. Год эта статья не использовалась — ​и мир не перевернулся;

— исключить применение заключения под стражу в качестве меры пресечения (и лишения свободы как наказания) по делам, связанным с осуществлением свободы выражения мнения, «если только критика или оскорбление не направлены на подстрекательство к насильственным действиям или же могут повлечь такие действия» (Йохан­несбургские принципы);

— ввести мораторий на внесудебное применение санкций к СМИ, включая блокировку интернет-ресурсов.

Второй этап, основное:

— исключить из Уголовного кодекса Республики Беларусь ст. 188 «Клевета», 189 «Оскорбление», 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь», 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь»,369 «Оскорбление представителя власти», 3691 «Дискредитация Республики Беларусь»;

— лишить органы внутренних дел права составлять протоколы по ст. 22.9 «Нарушение законодательства о средствах массовой информации» КоАП;

— изменить законодательство о противодействии экстремизму с учетом рекомендаций Офиса Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ;

— перейти от разрешительного к уведомительному порядку регистрации СМИ, передать функции регистрации от Мининформа к независимому органу;

— лишить Министерство информации кон­трольных функций и полномочий по применению санкций к СМИ, интернет-ресурсам, издателям, распространителям продукции СМИ и т. д. (заинтересованные лица могут в общем порядке подавать иски либо применять другие меры в отношении субъектов СМИ, допустивших злоупотребления свободой слова);

— отменить запрет на сотрудничество белорусских журналистов с иностранными СМИ без аккредитации как противоречащий Конституции и международным обязательствам страны;

— обеспечить равный доступ к информации всем журналистам онлайн- и офлайн-СМИ, независимо от формы собственности;

— изменить порядок выделения бюджетного финансирования средствам массовой информации (независимо от формы собственности, на конкурсной основе).

На третьем этапе законодательство о СМИ должно быть реформировано в соответствии с демократическими стандартами.

Надеюсь, государство осознает необходимость принятия следующих мер:

— разгосударствление государственных СМИ, издательско-полиграфических мощностей и систем распространения печатных СМИ;

— запрет государственным органам выступать в качестве учредителей средств массовой информации, кроме изданий, которые публикуют официальные материалы и правовые акты этих органов;

— изменение функций Мининформа либо вообще ликвидация этого министерства;

— создание независимого регулирующего органа в вещательном секторе;

— трансформация государственной Белтелерадиокомпании в Общественное телевидение.

Первый вариант Концепции реформирования законодательства о СМИ Белорусская ассоциация журналистов подготовила еще в 1999 году. Но с тех пор законодательство полностью изменилось. К сожалению, не в лучшую сторону. Значит, нужно продолжать работу.

Не скрою: иногда одолевают сомнения. Нет, не в том, стоит ли что-то предлагать властям, если они не готовы воспринять предложения. А в том, не готовим ли мы ветхие мехи для молодого вина.

Сложно предсказать, каким станет медиапространство (да и наша жизнь вообще) лет через пять — ​семь. Возможно, все нынешние наработки окажутся устаревшими. Но надеюсь все же, что они будут востребованы раньше, чем этот мир снова кардинально изменится.

Каментары

"Весной «Репортеры без границ» опубликовали Всемирный индекс свободы прессы — ​2017. Беларусь в нем — ​153-я из 180."

Бедненькія. Як мне вас шкада.

"Правда, весной 2014 года появилась новая форма давления на журналистов — ​штрафы за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации."

Ай-яй-яй. І нікому прэміі не дасталося? Бедненькія. Як мне вас шкада.

КІСЛАРОДНАЕ ГАЛАДАННЕ

Четырнадцать с половиной лет живу в Нью Йорке. Об Америке мечтал еще в 1984-м советском году - хотел посмотреть своими глазами как же загнивает загнивающий капитализм. Через 18 лет мечту осуществил. Но так карта легла, что остался в Штатах, будучи гражданином Беларуси, несмотря на то, что мечты здесь жить не было. Технарь, а потому, не умея писать, все же стал пописывать и пытался что-то опубликовать на Радзіме. Але спачатку з-за наіўнасці адправляў свае тэксты зусім не туды. Бо не разумеў, што ўсе так званыя незалежныя ці, як яны самі сябе называюць, дэмакратычныя СМІ, гэта адна бел-чырвона-белая мафія, і каб чалавеку, не маючаму асобай адукацыі для пісьма, з’явіцца на іх старонках, дзе і самім б-ч-б пісакам месца ці ВОЗДУХА МАЛО, трэба як мінімум быць бел-чырвона-белым пісьменнікам. То бок трэба люта ненавідзець Аляксандра Лукашэнку, называць яго праўленне рэжым, дыктатура, лукашызм і гэтак далей.

Так атрымалася, што пасля першага звароту ў б-ч-б выданне, дзе я ў перапісцы па е-майл прасіў дапамогі ў рэдактара і верыў яму ці давяраў як малое дзіця, бо то была б першая публікацыя ў нашых СМІ, я трапіў у б-ч-б дэмакратычнае СМІ-логава, не разумеючы гэтага. Мне здавалася, што яны - бел-чырвона-белыя - ўсе дэмакраты як мае быць. Дый назва майго артыкула была не надта крыважэрнай - "Пара прымірыць нацыю". Але (не буду ўдавацца ў дэталі) ў якасці прэміі я атрымаў урок звычайнай бел-чырвона-белай падставы, і б-ч-б СМІ-мафія, пад падставай гэтай падставы, перакрыла мне кісларод, прабачце, паветра для творчасці і публікацый у незалежных дэмакратычных б-ч-б СМІ. Пра дзяржаўныя я не думаў. Чаму? Дык з 1989-га мае ногі раслі з бел-чырвона-белага асяроддзя, з якога выходжу ўжо амаль дзесяць год, ды ніяк не сыйду.

Зразумела на Захадзе лепей. Таму што збег ад мноства беларускіх праблем на Бацькаўшчыне. Зразумела на Захадзе мазгам дыхаецца вальней. Калі цябе кормяць і пояць, калі ў цябе кабінет, калі ты пішаш пра тое як хрэнава на Ўсходзе жыць-пажываць ды дабра нажываць. Захад гэта паважае. Але ў ім я бачу тое, што бачу і любоўю гэта, часам выказанае мной услых, Захад не назаве. Мне й не трэба. Але ж ён любіць тых, хто яго любіць. А Бацькаўшчына не любіць? Радзіма не ў кошт?

Пару дзён таму зайшоў на наш "партызанскі" сайт. Паразмаўляў на форуме з тамтэйшымі тутэйшымі маладымі беларусамі па тэме 23-годдзя прэзідэнцтва нашага кіраўніка. Сутнасць размовы паспрабую перадаць у наступным сваім адказе суразмоўцу, калі тлумачыў яму, што адбудзецца, калі раптам Рыгоравіч адмовіцца ад улады: "Бардак а-ля украинский будет. Никто з змагароў никого слышать, слушать, слушаться не будет, подчиняться один другому тоже не будут. Что тут неясно? От безвластия мы сотворим для себя хуже украинского майдана. Мы еще дикие, если тебе непонятны слова негосударственные люди. Потому нас притягивает революция, т.е. разрушение, а не созидание или эволюционный путь, по которому идет всю свою историю Дикий Запад. Ты ни хрена не понимаешь, но пальцы веером на клавиатуре распускаешь и пудришь моск не только мне и себе, но и всему прогрессивному человечеству."

Не мы беларусы згламэздалі / сварганили Вялікі Кастрычнік у 1917 гаду ў сераду, але бальшавіцкім адгалоскам той рэвалюцыі мы былі выкінуты з звычайнага эвалюцыйнага шляху чалавецтва.

Што датычыцца таго, што Лукашэнка надакучыў, аб чым таксама ішла размова на "партызанскім" форуме. Дык чаму ж тады змагары два гады таму не абралі Караткевіч? Што ж замінала харошым беларускім апазіцыйным танцорам выбраць Таццяну прэзідэнтам Беларусі? Няўжо адсутнасць дэмакратычнага б-ч-б кіслароду, прабачце, адсутнасць дэмакратычнага б-ч-б паветра?

Два беларуса - тры партыі, пры гэтым любые дзве з іх апазіцыйныя трэцяй. Гэта наша родненькая галаваломка. Ў ёй ніхто акрамя нас не разбіраецца і ніколі не разбярэцца. Але Рыгоравіч у лістападзе 1996 года разабраўся як мае быць і пакінуў пры ўладзе толькі былую КП(б)Б - Комммунистическую Партию (большевиков) Белоруссии, не гледзячы на тое, што афіцыйна яе даўным-даўно не існуе. Бо ў любым іншым выпадку, калі б пры ўладзе былі "два беларуса - тры партыі", то бок шматпартыйная сістэма, ў нашай хаце быў бы бардак - не было б улады, не працавалі б эканоміка-гаспадарка, не было б дзяржавы Беларусь.

Яшчэ ў 70-я брэжнеўскія савецкія часы маё пакаленне марыла аб незалежнасці Беларусі ад СССР. Чаму? Кіслароду, прабачце, незалежнага паветра за Саветамі не хапала. І мы пайшлі да ветру. Да вольнага ветру. І ў рэшце рэшт прыйшлі. Только ошиблось мое поколение. Хотели как лучше, а получили бесконечные незалежные проблемы и залежнасць экономики и политики от России.
Дык можа пасля развалу СССР трэба было ісці на Захад у Нью Ёрк на Манхэтан да ветру Брадвэя? Можа.

ВЫБАР ДЭМАКРАТЫІ

Гэта фінальная частка артыкула КІСЛАРОДНАЕ ГАЛАДАННЕ.

В 70-х в СССР мы, совки, до слез смеялись на просмотре французской кинокомедии "Игрушка" с Блондином в Желтом Ботинке в главной роли, в тот момент, когда босс уволил его только за то, что у Блондина были влажные руки, когда они поздоровались. Смешно было.
Мне до сих пор смешно с западной демократии, к которой мы стремились 70 долгих советских лет, несмотря на то, что она не скрывала свои демократические прелести в своих кинокомедиях.

Ведаеце, што агульнага ў Злучаных Штатах Амерыкі, дзе я, і, скажам, Вялікай Брытаніі або Францыі, якія непадалёку ад вас? Дэкляруецца, што дэмакратыя - гэта калі большасць вырашыла, маўляў, НЯХАЙ БУДЗЕ ТАК! То бок няхай будзе шмат небагатых тутэйшых людзей і няшмат багатых.
А ведаеце як у 1994-м вырашыла большасць беларусаў на Беларусі? Няхай Аляксандр застанецца пры нас, а Зянон няхай едзе ў Нью Ёрк ды піша там Пераможныя Канцэпцыі або Праграмы.

Кажуць шмат стагоддзяў таму на Захадзе з’явіліся людзі багатыя (Гаспадары) і бедныя (Рабы), якія працавалі на першых. То есть частная собственность и нищий / неимущий. І тады ж, кажуць, тамтэйшыя вырашылі, што меньшасць будзе багатай, а большасць беднай. Гэта эпахальнае рашэнне яны назвалі дэмакратыяй, ды тады ж прыбілі там-сям шыльды «Дэмакратыя» і гэтае прапагандысцкае слова СМІ данеслі непасрэдна да розуму і сумлення заходніх грамадзян. Так на Захадзе сталася дэмакратыя.
Крыху пазней, кажуць, міма тых шыльд праходзілі нашы еўрапейцы-апазіцыянеры Лебядзь, Рак і Шчупак, якія на адным квадратным еўрапейскім кілометры і араць побач не стануць, але цягнулі і цягнуць беларусаў у Еўропу, і нашы спыталі тамтэйшых з Дзікага Захаду: "Калі ў вас дэмакратыя, то што ў нас на Беларусі?", - і тыя ў адзін голас адказалі: "Ў вас апошняя дыктатура Еўропы!". Так і сталася з тых часоў з дапамогай нашых незалежных не прадажных дэмакратычных б-ч-б СМІ, маўляў, у нас рэжым, дыктатура, таталітарызм, нічога каштоўнага, а на Захадзе ўсё ціп-топ.

У дэмакратыі ЗША партый шмат, а на вышэйшую пасаду або дэмакрата большасць народу выбярэ, або рэспубліканца. І ні разу камуніст не праскочыць. Чаму? Таму што дэмакратыя, а не дыктатура. Да таго ж пасля тых выбараў змяняецца не ўлада, а некаторыя прозвішчы пры ёй. Ці адрозніваецца чым-небудзь гэткая дэмакратыя ад нашай, у якой дзесяцігоддзямі перамагае прадстаўнік АДНОЙ і той жа партыі ўлады - былой кампартыі Беларусі, а не які-небудзь бел-чырвона-белы змагар-апазіцыянер? Нічым. То бок у іх дзве партыі адной і той жа ўлады, а ў нас на адну партыю меней.

Прайшлі чвэрць веку пасля краху СССР - не дэмакратычнага па меркаванню дэмакратычных ЗША. А за 30 год да яго канчыны ў пачатку 60-х у Нью Ёркскім гарадскім аўтобусе чорныя грамадзяне маглі знаходзіцца толькі ў задняй частцы гэтага грамадскага дэмакратычнага транспарту. Нядаўна ў Нью Ёрку была наш Нобелеўскі лаўрэат ды ўбачыла там свабодных людзей на Брадвэі. Ці маглі сёлета праз паўвека яны вольна шпацыраваць на Манхэтане, выйшаўшы з таго ж аўтобусу? Магчыма. Бо няведама хто з іх Гаспадар, а хто Раб у тутэйшай амерыканскай сістэме эканомічных адносін.

Паводле СВАБОДЫ ад 15.07.2017г., у Мінску на адкрыцці З'езду беларусаў свету міністар замежных справаў Уладзімер Макей сказаў: "Ад 3 да 4 мільёнаў беларусаў за мяжой — гэта велізарная сіла. Я згодны са Святланай Алексіевіч, якая аднойчы мне сказала, што напэўна досыць у Беларусі войнаў, досыць рэвалюцыяў. Мы павінны зрабіць усё, каб нашая краіна развівалася эвалюцыйным шляхам."

Велізарная распыленая супярэчнымі праведнымі ідэалогіямі сіла, якая з-за тых ідэалогій не ператвараецца ў стваральную нацыянальную моц.

На прэзідэнцкіх выбарах-1994 я галасаваў за Зянона Пазьняка, у 2006 за Аляксандра Мілінкевіча, у 2010 за Андрэя Саннікава, у 2015 за Таццяну Караткевіч. Сёння за іх не галасаваў бы. Калі ў 2020-м Аляксандр Лукашэнка будзе балатавацца на прэзідэнта буду галасаваць за яго, каб адбыліся змены ў вышэйшым кіраўніцтве РБ. Бо, як бачыце, мае кандыдаты не перамагаюць. Дый ідзе час і трэба нарэшце пазбавіцца ад дыктатуры беларускіх бальшавікоў, якой яны ўжо век няволяць беларускі народ. Таму наступнаму прэзідэнту прыдзецца нешта зрабіць з дзяржаўнай уласнасцю, якая ёсць чыннік нязменнасці бальшавіцкай улады і рабства народа. Тады мы вярнемся да эвалюцыйнага шляху чалавецтва ў мір капіталу, дзе прыватная ўласнасць і немаёмасць ёсць аснова эфектыўных эканомічных адносін Гаспадара і Раба. Пры гэтым першы багаты і вольны робіць грошы, можа іх рабіць ды зарабляць для сваёй сям'і, фірмы і дзяржавы, а другі толькі зарабляе на пражытак сваёй сям'і. Таму сутнасць заходняй (амерыканскай) дэмакратыі "Босс всегда прав!", а Галоўны Ідэолаг ЗША Містэр Даляр або Грошы. Ці гатовы вы адну няволю змяніць на другую? Хочаце?

Дзяржава гэта ўлада. Без улады дзяржава не існуе. Дэмакратыя - гэта ўлада падкантрольная вольным грамадзянам, вольнаму народу. Вось такая дэмакратычная галаваломка чакае нас у выбары дэмакратыі, які адбудзецца ў хуткім беларускім часе.