3334

Попадают ли сайты общественных объединений, фондов, учреждений и иных некоммерческих организаций под определение «средство массовой информации»?

24.04.2015

Попадают ли сайты общественных объединений, фондов, учреждений и иных некоммерческих организаций под определение «средство массовой информации» в связи с изменениями, внесенными 20.12.2014 г. в Закон о СМИ?

Пытаецца сябра ГА "БАЖ"
 
 
Адказвае юрыст Аляксандр Жук:
 

Если Закон о СМИ толковать буквально, то под определение СМИ попадает теперь ЛЮБОЙ информационный ресурс (сайт, блог, группа, страница в соцсетях и т.п.).

Средство массовой информации – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, вещания теле- или радиопрограммы, глобальной компьютерной сети Интернет (п. 20 ст. 1 Закона о СМИ).

Действие Закона о СМИ (за исключением требования о государственной регистрации СМИ) распространяется на информационные ресурсы (их составные части), размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых осуществляется распространение продукции СМИ (п. 2 ст. 3 Закона о СМИ).

Что такой "информационный ресурс", Закон о СМИ не определяет. Следовательно, к ним относятся ЛЮБЫЕ ресурсы, распространяющие ЛЮБУЮ информацию посредством Интернет. Пункт 15 ст. 1 Закона о СМИ, определяющий продукцию СМИ, в том числе, как "информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые через глобальную компьютерную сеть Интернет" также не добавляет ясности.

Немного конкретики вносит определение понятия "массовая информация" – "предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы ... сообщенные посредством вещания теле- или радиопрограммы или в иной форме периодического распространения" (п. 11 ст. 1 Закона о СМИ).

Говорить о "периодическом распространении" информации в Интернет не совсем корректно. В Сети информация скорее "регулярно обновляется". Однако это только мое персональное мнение. Можно ли "периодически распространять" информацию в Интернет ни Закон, ни Миниформации не разъясняют.

Таким образом, пока ясно только одно: информация, размещенная и обновляемая на Интернет-ресурсах с ограниченным доступом (например, закрытые группы в соцсетях) не является массовой и, следовательно, на закрытые для свободного доступа ресурсы Сети Закон о СМИ не распространяется. И отсюда сразу вытекает, что НЕЯСНО, можно ли относить к ресурсам ограниченного доступа сайты, требующие обязательную авторизацию?

Следовательно, и сайт Администрации Президента, и сайт БЕЛАЗА, и даже группа любителей кошек в Facebook теоретически могут быть отнесены Мининформом к средствам массовой информации.

Другое дело, что здравый смысл все же должен возобладать…

И ещё. Законом о СМИ введено новое понятие – «владелец информационного ресурса». Однако, несмотря на то, что на сайт, блог, страницу, группу в соцсетях могут быть распространены требования Закона о СМИ, владелец любого из этих информационных ресурсов не рассматривается как редакция электронного СМИ, а признается всего лишь «распространителем продукции СМИ».

Следовательно, владелец информационного ресурса не может пользоваться правами редакции СМИ и выступать в качестве главного редактора (редактора) – ст. 31 Закона о СМИ, а сотрудник электронного СМИ не может получить служебное удостоверение журналиста СМИ (подп. 4.9 п. 4 ст. 34 Закона о СМИ).