552

Почему заблокирован ведущий новостной портал Беларуси TUT.BY? За пять статей о работе фонда BYSOL

11.06.2021 Крыніца: TUT.BY

С 18 мая по решению Министерства информации в Беларуси заблокирован портал TUT.BY. Это решение серьезно осложнило работу редакции, а также лишило тысячи читателей возможности пользоваться сайтом и всеми его сервисами. Причиной назвали то, что в ряде публикаций размещалась запрещенная информация, а точнее «информация от имени незарегистрированного фонда BYSOL». И что нарушения выявила Генпрокуратура. Редакция TUT.BY считает важным уточнить, какие именно материалы, по решению регулятора, стали причиной полной блокировки сайта.

Приказ министерства информации «Об ограничении доступа» к порталу TUT.BY под номером 180 был подписан министром Владимиром Перцовым 18 мая. 

Фотокопия решения есть в распоряжении редакции портала.

В документе указано, что в соответствии со статьей 38 Закона о СМИ запрещено в СМИ и на интернет-ресурсах распространение информации от имени организаций, которые не прошли в установленном порядке государственную регистрацию. И что Указом президента № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» определен порядок и условия создания, а также государственной регистрации фондов.

«Деятельность фондов без государственной регистрации является незаконной и запрещается. Согласно информации Министерства юстиции Республики Беларусь, фонд BYSOL не зарегистрирован в Республике Беларусь».

Далее указано: Генеральная прокуратура выявила, что в ряде публикаций на портале TUT.BY размещена «информация от имени незарегистрированного фонда BYSOL». Уведомление об этом от прокуратуры в министерство информации (не в компанию!) № 8.2-13.271 датировано 17 мая, то есть за день до блокировки.

И перечислены пять материалов, причем некоторые из них были опубликованы уже четыре месяца назад, но претензии прозвучали лишь теперь:

  • «СМИ Литвы сообщили о возможных мошенничествах, связанных с переездом белорусов. Что говорят участники конфликта» (публикация от 29 января);

  • «В прошлом году фонд BYSOL собрал почти 3,5 миллиона евро. Посмотрели, на что он их потратил» (2 апреля);

  • «Вместо выплат решили помогать с поиском работы. Как сейчас работают фонды солидарности» (31 января);

  • «Значит, что мы работаем так, как надо». Кто такие основатели BYSOL, на которых завели уголовное дело» (14 апреля);

  • «После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали» (14 мая).

Как итог, министр информации приказал ограничить доступ к TUT.BY и ряду его копий (так называемых «зеркал»).

В этих публикациях было что-то особенное?

Во всех перечисленных публикациях фигурировала информация о работе фонда BYSOL. «От его имени» портал никогда не выступал, не размещал какие-либо реквизиты для перевода денег или призывы жертвовать средства. 

В основном, в материалах приводились данные о деятельности инициативы, а также цитаты ее представителей по различным новостным поводам — а сбор, проверка, обработка и распространение информации на общественно важные темы, напомним, и является сутью работы журналиста. Причем в соответствии с журналистскими стандартами упомянутые материалы не обходились одним источником информации, а в зависимости от темы там же использовалась информация от официальных лиц и ведомств страны, других СМИ.

Пока не совсем понятно, в чем именно выражались нарушения — поскольку сам фонд и данные о его деятельности (хоть и преимущественно в негативном ключе) постоянно упоминались даже в материалах государственных СМИ. Например, на сайте «СБ. Беларусь Сегодня» фонд упоминается в 18 материалах, в сюжетах канала ОНТ — как минимум 19 раз, в новостях БЕЛТА — 4 раза, в сюжетах Белтелерадиокомпании — как минимум 8 раз, а на канале СТВ — не менее чем в 9 сюжетах. И единого подхода в наименовании BYSOL там тоже нет: где-то есть указание об отсутствии у фонда регистрации в Беларуси — где-то этого указания нет.

Фонд действительно не зарегистрирован в Беларуси — но при этом имеет официальную регистрацию в Нидерландах. Он был создан в августе 2020-го и за прошлый год общая сумма пожертвований, по данным его основателей и отчету нидерландского бухгалтерского бюро PrimeBridge Netherland B.V., составила 3,5 млн евро — больше всего выплат пришлось в адрес тех, кто остался без работы из-за своей политической позиции. 

В апреле Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела против двух сооснователей BYSOL — Алексея Леончика и Андрея Стрижака. Их обвиняют в финансировании деятельности экстремистского формирования и подготовке лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок. Мужчины объявлены в межгосударственный розыск, они находятся за рубежом.

Что редакция TUT.BY намерена предпринять? 

Нам и раньше поступали предупреждения от Министерства информации с замечаниями по конкретным материалам, например, перед процессом о лишении TUT.BY статуса СМИ. И каждый раз, получая предупреждения, мы вынуждены были вносить изменения в статьи. Мы работаем в правовом поле, и когда на кону стоит работа редакции и всего портала — мы не вправе поступить иначе, как бы порой абсурдно это не выглядело.

В случае с приказом Мининформа о блокировке нам даже не дали времени на реакцию. Более того, по удивительному стечению обстоятельств 18 мая у нас пропал еще и доступ к серверам — их физически изъяли в связи с... «налоговым делом». При восстановлении доступа к 20-летней базе новостей TUT.BY мы планируем устранить указанные прокуратурой нарушения в надежде, что блокировка не просто политически мотивирована, а закон все еще позволяет нам обжаловать решение. 

Готово ли Министерство информации и Генпрокуратура принять эти правки во внимание и разблокировать портал — другой вопрос.

Офис и счета компании до сих пор заблокированы

Напомним, что в день, когда был подписан и исполнен приказ о блокировке TUT.BY, в офисы компании и домой к нашим сотрудникам пришли с обыском представители еще одного ведомства — Комитета госконтроля. Оказалось, 18 мая еще и КГК возбудил уголовное дело против сотрудников компании по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Якобы, будучи резидентом парка высоких технологий, ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» получило выручку от деятельности, которая не разрешена резидентам — и это нанесло ущерб государству в особо крупном размере. Не дожидаясь разбирательств и суда компанию в тот же день, 18 мая, еще одним решением исключили из ПВТ.

До сих пор 15 наших коллег находятся в следственных изоляторах или под домашним арестом. Причем среди задержанных по «налоговому делу» сотрудников ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» почему-то оказались даже несколько редакторов и журналист, главный инженер и заместитель гендиректора по техническим вопросам, а также руководитель и совладелица другой компании — Hoster.by. Чем это объясняется — доподлинно неизвестно. Следствие взяло подписки о неразглашении с адвокатов задержанных (нельзя даже родным сообщать причину преследования).

Информации об уголовном деле против сотрудников ведущего новостного издания страны до сих пор немного. С момента последних официальных комментариев на этот счет прошло уже три недели. 

Кроме того, следствие до сих пор не позволило разблокировать счета компании, чтобы сотрудникам могли выплачивать зарплаты, не говоря о постоянных расходах на аренду помещений и так далее — это делает невозможным существование компании в прежнем составе. Физический доступ в офис тоже до сих пор закрыт, решение — опять же в компетенции следствия.

Самыя важныя навіны і матэрыялы ў нашым Тэлеграм-канале — падпісвайцеся!