942

Освещение выборов в СМИ. Гид для журналиста'2019

28.09.2019 Крыніца: Прэс-служба ГА "Беларуская асацыяцыя журналістаў"

1. СМИ в преддверии и начале избирательной кампании

2. Предвыборная агитация в СМИ

3. Журналистское наблюдение за выборами

4. Ответственность за распространение в СМИ недостоверных сведений о кандидатах

Каляндарны план кампаніі па выбарах дэпутатаў Палаты прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь сёмага склікання для журналістаў

1. СМИ В ПРЕДДВЕРИИ И НАЧАЛЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Какие стадии избирательного процесса представляют наибольший интерес для журналистов?

Журналистам, освещающим выборы, важно знать, что выборы в Беларуси (президентские, депутатов Палаты представителей Национального собрания, депутатов местных Советов) проходят через следующие основные стадии:

1) назначение выборов,

2) создание избирательных комиссий,

3) выдвижение кандидатов в депутаты (Президенты) и их регистрация,

4) предвыборная агитация,

5) голосование,

6) установление и опубликование итогов выборов.

Конечно, специалисты в области избирательного права называют большее количество стадий избирательного процесса (к слову, теоретики ведут дискуссии на этот счет), но для журналистской практики, как нам представляется, наиболее важны перечисленные выше.

Что может сделать редакция СМИ в преддверии и начале избирательной кампании?

Наиболее общие советы таковы:

разобраться в конкретных правовых нормах, регламентирующих проведение выборов;

выработать редакционную политику на период избирательной кампании;

определить круг сотрудников редакции и внештатных авторов, которые будут освещать избирательную кампанию;

наладить связь с организациями, которые планируют осуществлять наблюдение за выборами.

 

Какие избирательные комиссии обеспечивают проведение выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь?

Систему избирательных органов возглавляет Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центризбирком). Она является постоянно действующим органом, шесть членов которого (включая председателя) назначает Президент, а шесть остальных избирает Совет Республики.

Подготовку и проведение выборов в Палату представителей обеспечивают областные и Минская городская территориальные избирательные комиссии, окружные и участковые избирательные комиссии.

Формирование системы избиркомов для проведения парламентских выборов происходит следующим образом. Вся страна разбивается на округа по числу депутатов, которые должны быть избраны в Палату представителей. В округах не позднее чем за 75 дней до выборов президиумами областных (Минского городского) Советов депутатов и соответствующими исполкомами создаются окружные комиссии.

Непосредственное голосование проходит на участках, которые образуются в каждом округе. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 45 дней до выборов районными, городскими исполкомами (районными администрациями в городах с районным делением).

 

Следует ли аккредитовывать корреспондентов при избирательных комиссиях?

В соответствии со ст. 13 Избирательного кодекса, представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий. Никакой аккредитации для этого не требуется.

В пункте 2.12 Практического пособия для территориальных и окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва (http://www.rec.gov.by/sites/default/files/pdf/2019/uch_pos.pdf) разъясняется, что корреспонденты национальных СМИ, в том числе сетевых интернет-изданий, зарегистрированных в установленном порядке, осуществляют свою деятельность на основании служебного удостоверения журналиста, выданного редакцией соответствующего СМИ. Корреспонденты иностранных СМИ осуществляют свою деятельность на основании аккредитационной карточки, выданной Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

 

2. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ В СМИ

Что такое предвыборная агитация в средствах массовой информации?

Под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществляющих сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Как видим, определение размыто и не позволяет достаточно четко разделить предвыборную агитацию в СМИ от информационных и аналитических материалов, подготовленных журналистами, освещающими ход избирательной кампании (тем более, если эти журналисты имеют и высказывают свое мнение о личных качествах того или иного кандидата). 

Для разрешения возможных споров, связанных с агитацией в СМИ, при Центризбиркоме создан Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, решения которого носят рекомендательный характер http://www.rec.gov.by/sites/default/files/pdf/2019/post42.pdf

 

О каких ограничениях, содержащихся в Избирательном кодексе, следует помнить редакциям СМИ на стадии предвыборной агитации?

Перечень таких ограничений сравнительно невелик. Не допускается агитация в день голосования. Не вправе принимать участия в агитации иностранные граждане и лица без гражданства. Журналистам и должностным лицам средств массовой информации запрещается вести теле- и радиопрограммы и участвовать в освещении выборов через СМИ, если они сами являются кандидатами или их доверенными лицами.

Запрещается (ст. 47 Избирательного кодекса Республики Беларусь) агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, референдума, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих национальную или религиозную вражду.

Предусматривается ли ответственность за нарушение законодательства о выборах?

Такая ответственность установлена в ст. 9.10. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Противоправными деяниями признаются (применительно к выборам депутатов Палаты представителей): проведение агитации в день выборов, незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, непредставление Центризбиркому, избирательной комиссии, необходимых документов или невыполнение их решений.

Кроме прямо перечисленных в статье оснований, правонарушением могут быть признаны любые другие нарушения законодательства о выборах, если эти деяния не влекут уголовной ответственности. Мерами ответственности являются предупреждение или штраф в размере до пятнадцати базовых величин.

 

Каким образом можно использовать в печати результаты опросов и социологических исследований?

В течение 5 дней до выборов опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, прогнозом их результатов, не допускается. Но речь здесь идет именно о результатах опросов. Приведение тех либо иных личных оценок и прогнозов в авторских статьях, интервью и т.д. накануне голосования Избирательным кодексом не запрещено.

В соответствии с постановлением Совета Министров от 29 августа 2002 г. №1174, проведение исследований и опубликование результатов опросов общественного мнения, относящихся к республиканским референдумам, выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Национального собрания Республики Беларусь и общественно-политической ситуации в стране, осуществляется юридическими лицами, аккредитованными при Комиссии по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси.

Указанная Комиссия при выявлении нарушений законодательства или искажения полученных данных опросов общественного мнения вправе потребовать от юридического лица, опубликовавшего результаты опроса, опубликования в двухнедельный срок соответствующих уточнений. В случае невыполнения юридическим лицом указанных требований Комиссия публикует такие уточнения в республиканской печати от своего имени (п. 7 Положения о Комиссии по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси, утвержденного постановлением Совета Министров №707 31 мая 2002 г.)

Насколько серьезно следует относиться к запрету на публикацию материалов от имени незарегистрированных организаций?

Запрет на распространение информации от имени организаций, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию) в случаях, когда такая регистрация (перерегистрация) является обязательной в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации, содержится в п.1 ст. 38 Закона о СМИ. Нарушение этого запрета может повлечь за собой вынесение предупреждения в адрес редакции СМИ либо привлечение редакции к административной ответственности. Во избежание этого рекомендуем избегать подачи материалов в такой форме, которую можно счесть распространением информации от имени незарегистрированных организаций.

 

Правда ли, что агитационные материалы во всех газетах должны публиковаться бесплатно?

Нет, такое правило существовало ранее.

В соответствии со ст. 48-1 Избирательного кодекса кандидаты в Президенты Республики Беларусь, депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования дополнительных расходов по предвыборной агитации. Средства избирательных фондов могут использоваться, среди прочего, на оплату эфирного времени и печатной площади в средствах массовой информации.

В Положении о порядке использования средств массовой информации кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, утвержденном постановлением Центризбиркома от 28 августа 2019 г. http://www.rec.gov.by/sites/default/files/pdf/2019/post41.pdf , указывается, что предоставление эфирного времени в телевизионном, радиовещательном средстве массовой информации, места для публикации в печатных средствах массовой информации и на информационных ресурсах (их составных частях), размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, для проведения предвыборной агитации за счет средств собственных избирательных фондов кандидатов в депутаты осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме между юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, владельцем интернет-ресурса и кандидатом в депутаты до предоставления эфирного времени, места для публикации. «Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, владелец интернет-ресурса самостоятельно определяют условия предоставления эфирного времени и места для публикации, в том числе стоимость данных услуг, которые должны быть едиными для всех кандидатов» (п.17).

 

4. ЖУРНАЛИСТСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫБОРАМИ

Каковы задачи журналистского наблюдения за выборами?

Журналистское наблюдение за выборами не сводится к наблюдению за процессом голосования и подсчетом голосов. Основными его задачами в Беларуси являются выявление «недобросовестной конкуренции» со стороны кандидатов и контроль за вмешательством в ход выборов исполнительной власти, бизнес-структур, других заинтересованных лиц (в последнее время в различных СМИ и на международном уровне широко обсуждается вопрос влияния на выборы со стороны зарубежных государств).

 

На что следует обратить внимание на стадиях избирательного процесса, предшествующих голосованию?

Уже на стадии создания избирательных комиссий журналист может получить представление о том, насколько демократично будут проводиться выборы. Определенным маркером станет состав избиркомов: будут ли они сформированы практически исключительно из представителей исполнительной «вертикали» и людей, от нее зависящих, или в них будут включены представители различных политических сил и взглядов.

Небольшое журналистское расследование, в результате которого будет получена информация о месте работы и служебном положении членов избиркомов, позволит судить о степени их подверженности воздействию со стороны властей.

Следующий момент, представляющий интерес, — ход выдвижения кандидатов в депутаты. Во время сбора подписей в их поддержку может выявиться поддержка или воспрепятствование деятельности тех или иных инициативных групп. Да и состав инициативных групп может дать информацию к размышлению.

На этом этапе в руки журналистов могут попасть любопытные документы (например, об обеспечении проведения каких-либо мероприятий с участием определенных лиц, о составлении списков «неблагонадежных» и т.д.). Полученную информацию необходимо проверять. Были прецеденты, когда под видом одиозных писем, якобы подготовленных в исполнительно-распорядительных органах, в прессу вбрасывались «фальшивки».

Самое серьезное внимание надо уделить процессу регистрации кандидатов (не говоря уже о его результатах). «Снять с дистанции» претендентов на депутатский мандат проще всего именно на этой стадии. Ход обжалования отказов в регистрации тоже дает пищу для размышлений и основания для определенных выводов.

После регистрации кандидатов начинается — де-юре — предвыборная агитация. Сравнение времени и места, отведенного обсуждению тех или иных кандидатов средствами массовой информации, анализ содержания материалов, посвященных выборам, также могут оказаться весьма любопытными, — и как собственно информация, и как материал для аналитиков.

 

Правда ли, что журналист во время выборов имеет права наблюдателя?

Это не так. Права наблюдателей и представителей прессы определены ст. 13 Избирательного кодекса. Журналисты наблюдателями не являются, их правовой статус иной.

Это подтверждается и ст. 155 Избирательного кодекса, в которой раскрываются основные используемые термины (в том числе —  «наблюдатель»), из которой следует, что журналист к «собственно наблюдателям» не относится.

 

Какими правами пользуется журналист во время наблюдения за выборами?

Права журналиста изложены в ст. 13 Избирательного кодекса: представители СМИ могут присутствовать на заседаниях комиссий и в помещениях для голосования, на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

В Сборнике методических материалов для участковых избирательных комиссий по выборам депутатов палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь седьмого созыва, подготовленном Центризбиркомом (http://www.rec.gov.by/sites/default/files/pdf/2019/uch_pos.pdf), подтверждается, что журналисты не являются наблюдателями, и указывается, что «представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях участковых комиссий, в помещениях для голосования. Сведения о представителях СМИ, присутствующих в помещении участковой комиссии, заносятся в соответствующий журнал учета.

Сведения о представителях СМИ, присутствующих в помещении участковой комиссии, заносятся в соответствующий журнал учета».

Как уже говорилось, корреспонденты национальных СМИ, в том числе зарегистрированных в качестве СМИ сетевых интернет-изданий, осуществляют свою деятельность на основании служебного удостоверения журналиста, выданного редакцией соответствующего СМИ. Корреспонденты иностранных СМИ осуществляют свою деятельность на основании аккредитационной карточки, выданной Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

 

В том же Сборнике приводится примерный сценарий тренинга для членов участковых избирательных, в котором разъясняется следующее:

  • журналистам не требуется согласование порядка их работы с избирательной комиссией, так как они освещают подготовку и проведение выборов депутатов Палаты представителей в соответствии с законодательством;

  • председателю комиссии следует рассказывать журналистам о ходе голосования на участке, отвечать на вопросы и разрешать проводить фото и видеосъемку всем журналистам;

  • председатель участковой комиссии не вправе оценивать способ, каким журналист собирает и готовит материал для печати (в частности, как долго ему находиться на участке для голосования и каким образом фиксировать информацию).

При этом в Сборнике разъясняется, что на блогеров не распространяется статус представителя средства массовой информации: в соответствии с Законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации» интернет-ресурс, не зарегистрированный в качестве сетевого издания, средством массовой информации не является.

 

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В СМИ НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ О КАНДИДАТАХ

Какая ответственность установлена Избирательным кодексом за распространение ложных сведений, порочащих кандидатов?

Ст. 47 Избирательного кодекса содержит запрет на оскорбления и клевету в отношении должностных лиц, кандидатов в агитационных материалах, а в ст. 49 говорится, что те, кто распространяет ложные сведения, порочащие кандидата, могут быть привлечены к ответственности. Санкции за распространение таких сведений устанавливаются не Избирательным кодексом, а Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом. Возможна также гражданско-правовая защита личных неимущественных прав (в частности, чести и достоинства) потерпевшим.

 

Что понимается под клеветой и оскорблением?

Под клеветой понимается распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. То есть, для квалификации деяния как клевета необходимо, чтобы виновный:

а) распространил, т.е. сообщил кому-либо кроме пострадавшего, измышления;

б) эти измышления были ложными;

в) эти измышления позорили пострадавшего;

г) виновный знал, что его измышления - ложные и порочащие.

Оскорблением признается умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

В отличие от клеветы, при оскорблении не распространяются позорящие потерпевшего сведения, а дается отрицательная оценка его личности, его человеческим качествам, поведению, причем в такой форме, которая резко противоречит принятому общению между людьми и правилам общежития. Для квалификации деяния как оскорбления необходимо, чтобы имело место унижение чести и достоинства личности, это унижение было умышленным и выражалось в неприличной форме.

 

Насколько серьезная административная и уголовная ответственность установлена за указанные нарушения?

Административная ответственность за клевету и оскорбление установлена статьями 9.2, 9.3. Кодекса об административных правонарушениях. Кроме того, статьей 23.33 установлена ответственность за распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь.

Административная ответственность за клевету — штраф в размере до тридцати базовых величин, а за оскорбление — до двадцати базовых величин. Но нужно помнить, что клевета в средствах массовой информации является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности.

Протокол о данных административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел.

Кроме того, производство об административном правонарушении (как и по любой другой статье КоАП при осуществлении надзорных функций) вправе возбудить прокурор, который выносит соответствующее постановление. Рассматривает такие дела судья районного (городского) суда.

Ответственность за распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, установлена статьей 23.33 КоАП: штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо —  до пятисот базовых величин.

Протоколы по ст. 23.33 уполномочены составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел.

В КоАП есть и такой состав правонарушения как «Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий» (статья 23.5.). В соответствии с этой статьей, оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. Протоколы по данной статье составляют должностные лица практически всех государственных органов.

Уголовная ответственность (статьи 188, 189 УК) установлена за клевету и оскорбление, содержащиеся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, либо клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Максимальная санкция, установленная этими статьями, – ограничение свободы на срок до трех лет. Предусмотрены и альтернативные санкции — штраф, исправительные работы, арест.

В главе 33 УК «Преступления против порядка управления» содержатся статьи, устанавливающие повышенную ответственность за клевету и оскорбление: 367 («Клевета в отношении Президента Республики Беларусь»), 368 («Оскорбление Президента Республики Беларусь»), 369 («Оскорбление представителя власти»). Уголовно наказуемыми признаются клевета в отношении президента, содержащаяся в публичном выступлении, произведении либо в СМИ либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, и публичное оскорбление президента, а также клевета и оскорбление президента, совершенные лицом, ранее судимым за эти деяния, либо соединенные с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Максимальная санкция по ст. 367 — до 5 лет, по ст. 368 — до 3 лет лишения свободы. Статья 369 предусматривает ответственность за публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей (ограничение свободы на срок до 3 лет).

 

Что грозит редакции СМИ в случае распространения недостоверных сведений о кандидате?

Кандидат может требовать опровержения недостоверных сведений от редакции СМИ, в котором они были напечатаны, либо воспользоваться правом на публикацию своего ответа. Это вытекает из ст. 42 Закона о СМИ.

Нарушение установленного порядка опубликования средством массовой информации опровержения влечет в соответствии с частью 2 ст. 22.9. КоАП наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

При этом обращение в редакцию с требованием опубликовать опровержение или ответ является правом человека, считающего, что публикацией нарушены его личные неимущественные права, а не обязанностью. За защитой этих своих прав (на честь и достоинство, неприкосновенность частной жизни и др. — ст. 151 Гражданского кодекса) он может обратиться и непосредственно в суд.

Кто является ответчиком по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации в случае опубликования порочащих сведений средством массовой информации?

В качестве ответчиков к делу привлекаются, как правило, автор публикации и редакция средства массовой информации. Кроме того, в качестве ответчика может быть привлечено лицо, сообщившее порочащие сведения журналисту либо редакции.

 

В чем заключается основная опасность исков такого рода?

В подавляющем большинстве случаев истцы не ограничиваются требованием опровержения недостоверных сведений, порочащих их честь и достоинство, а требуют и компенсации морального вреда.

Требовать возмещения морального вреда истцы вправе не только в случае распространения о них недостоверных сведений, порочащих их честь и достоинство, но и в случае неправомерного вмешательства в их частную жизнь.

 

Как определяется сумма компенсации морального вреда?

В принципе, материальное возмещение морального вреда призвано компенсировать душевные либо физические страдания. Сумму, взыскиваемую в качестве компенсации морального вреда, определяет суд. При этом судьи не имеют ни четких ограничений ее размера, ни  базисного уровня, от которого можно было бы отталкиваться, ни сформировавшейся единообразной судебной практики. Все, что у них есть – размытые критерии разумности и справедливости да мнение истца о размере взыскиваемой суммы, высказанное им в исковом заявлении.

При этом сумму истцы могут назвать абсолютно любую: требования о компенсации морального вреда оплачиваются государственной пошлиной как неимущественные. То есть, независимо от того, сколько просит взыскать в его пользу истец, он должен уплатить при подаче иска государственную пошлину в размере 3 базовых величин. (Такая же пошлина взыскивается и при предъявлении требований об опровержении недостоверных сведений).

 

Несет ли редакция материальную ответственность, если опубликовала порочащие кого-либо сведения, будучи уверенной в их достоверности или не имея возможности проверить информацию?

Моральный вред, причиненный опубликованием в печати недостоверных и порочащих сведений, возмещается независимо от вины автора публикации и редакции.

Исключения из этого правила установлены статьей 52 Закона о СМИ. Однако редакция, редактор и журналист по действующему закону освобождаются от ответственности только в случаях, если недостоверные сведения получены от государственных органов, иных государственных организаций и их должностных лиц, а также содержатся в официальных информационных сообщениях и (или) материалах, получены от информационных агентств при условии наличия ссылок на эти агентства, а также являются дословным воспроизведением официальных выступлений должностных лиц государственных органов.

В случае получения информации от политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц или воспроизведения сообщений и материалов их пресс-служб редакция и журналист обязаны проверить достоверность сведений, которые могут дискредитировать Республику Беларусь, а также порочить честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц, и предоставить возможность распространения комментария заинтересованных лиц, в отношении которых могут быть распространены указанные сведения либо в компетенцию которых входит подготовка разъяснений в отношении распространяемой информации.

В случае невыполнения этих требований, субъекты правоотношений в сфере массовой информации от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности не освобождаются.

 

Может ли журналист быть привлечен к ответственности за высказывание своего мнения?

К сожалению, да. В белорусском законодательстве не проводится четкого разграничения между сведениями и оценочными суждениями. Несмотря на то, что в судебных процессах по искам о защите чести и достоинства подлежит рассмотрению вопрос, порочат честь и достоинство истца и соответствуют ли действительности распространенные сведения, на практике в суде сплошь и рядом пытаются оспорить и оценочные суждения, не содержащие фактологической составляющей, истинность или ложность которых, по определению, доказать нельзя. И многие судьи считают обиду «героя публикации» (зачастую надуманную) достаточным основанием для опустошения «карманов» редакции и журналиста.

Поэтому журналистам следует быть осторожными с собственными оценками и обобщениями. Как показывает практика, первопричиной многих исков являются не приводимые в статье какие-либо недостоверные сведения, а авторские ремарки, негативные высказывания в адрес кого-либо. Тот, задетый за живое, садится за иск, и уже потом, по ходу, ищет, чем бы его обосновать. В результате неосмотрительный эпитет, вставленный ради красного словца и, как правило, ничего в материал не привнесший, обходится журналисту и редакции дорого. До и после выборов вероятность такого развития событий (с участием кандидатов) возрастает.

 

На что следует обратить внимание журналисту при подготовке материалов, чтобы избежать предъявления к редакции и журналисту таких исков?

К подготовке материалов, касающихся кандидатов, следует подходить крайне осторожно. Прежде, чем поставить такой материал в номер, журналист и редактор должны попытаться объективно ответить как минимум на два вопроса: порочат ли приводимые в нем сведения чьи-либо честь и достоинство и есть ли у редакции серьезные доказательства того, что эти сведения соответствуют действительности. (Эти правила должны соблюдаться при подготовке к публикации любых статей — не только о кандидатах и их «командах»).

Порочащими признаются сведения, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию героя публикации в общественном мнении с точки зрения соблюдения законов или моральных принципов общества. Таковыми могут быть сведения о совершении нечестного поступка, недостойном поведении в трудовом коллективе или в семье.

Не признаются порочащими сведения о действительных недостатках в работе, критика и т.д. Здесь ключевое слово — «действительных». О доказательствах истинности опубликованной информации необходимо позаботиться заранее. Истцу не придется доказывать в суде, что он честен и достоин уважения. Напротив, это редакции и журналисту придется представить убедительные подтверждения фактов, изложенных в СМИ. Причем рассчитывать, что во время судебного разбирательства суд сам истребует у каких-либо органов документы, подтверждающие факты, изложенные в публикации, не стоит. Все необходимые документы нужно добывать самим, и заранее — до того, как «проблемный» материал пойдет в номер.

На свидетельские показания слишком полагаться не стоит. Свидетели могут отказаться явиться в суд, уступить давлению, изменить показания, забыть. Может статься и то, что суд попросту не захочет их заслушать. Кроме того, свидетельские показания часто не могут перевесить на чаше весов правосудия документ, скрепленный печатью. И все-таки отметать их с порога не стоит. Свидетельские показания являются одним из средств доказывания и при определенных условиях могут склонить чашу весов с доводами ответчика.

Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать суду факты, которые свидетель может подтвердить или опровергнуть, а также его фамилию, имя, отчество и место жительства (ст. 186 ГПК). Поэтому если журналисты не назовут в суде, например, отчество и место жительства «своего» свидетеля, суд по формальному поводу сможет отклонить их ходатайство о вызове свидетеля в суд.

Воспроизведение в материале слов интервьюируемого или указание автора «жареных фактов» не освободит редакцию от ответственности — никакие приписки «редакция ответственности не несет» и т. п. не помогут. Особенно осторожно надо относиться к словам кандидатов (их доверенных лиц), зачастую пытающихся голословно очернить соперников по избирательной кампании.

С точки зрения журналиста интересно, конечно, поместить рядом с интервью одного кандидата, порочащим другого, такое же от его соперника. Но это может привести к тому, что оба подадут иски о защите чести и достоинства, и газета окажется ответчиком по обоим. Поэтому если в интервью содержатся сведения, которые могут быть сочтены порочащими, и документальных доказательств (не в будущем, а прямо сейчас) не представлено, соответствующие фразы лучше исключить при редактировании.

Впрочем, доказанная точность передачи чужих слов хоть и не обелит газету в суде, но существенно уменьшит степень ее “вины”.

Осторожно следует относиться и к словам наблюдателей за выборами. Даже если сообщенные им факты нарушений, допущенных избирательной комиссией или отдельными должностными лицами, соответствуют действительности, то это еще потребуется доказать. Поэтому желательно добиваться от наблюдателей, заявляющих о нарушениях законодательства, представления актов (копий актов), фиксирующих эти нарушения. Формы таких актов разработаны, и если копии этих документов, подписанных надлежащими лицами, будут в редакции, ее представители в суде смогут чувствовать себя спокойнее.

 

Как можно сформулировать основные правила подготовки «проблемных» статей (т.е. статей, из-за которых могут возникнуть проблемы)?

Приведенные выше рекомендации можно изложить короче. При подготовке «проблемных» статей (особенно касающихся возможных кандидатов в депутаты) журналисты должны:

- строго придерживаться фактуры, избегать обобщений и домыслов;

- заблаговременно получать документы, подтверждающие информацию;

- сохранять наиболее важные диктофонные записи максимально возможный срок;

- узнавать фамилию, имя, отчество и место жительства людей, которые могут дать в суде свидетельские показания в вашу пользу;

- быть осторожным с собственными негативными оценками: информация все скажет сама;

- перед тем, как поставить материал в номер, дать с ним ознакомиться редакционному юристу или юристу БАЖ;

при невозможности этого — «пропустить» статью через двоих-троих человек, все фразы, вызывающие сомнения — вычеркивать;

- хранить все доказательствам (либо их копии) вне помещения редакции, в безопасном месте;

- знать, к кому обращаться за квалифицированной помощью, если возникнут проблемы. Не стоит полагаться на кажущуюся очевидность дела, на здравый смысл и собственную логику. У судей — свой взгляд на вещи, своя логика, и разговаривать с ними надо на их языке — «юридическом».

 

В течение какого срока к редакции могут быть предъявлены иски о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда?

Такие иски сейчас подаются без срока давности. Может статься, что кандидат, проигравший во втором туре выборов, вспомнит о журналистском материале, опубликованном еще перед первым туром. Или обвинит СМИ в неправильной передаче его слов. Поэтому если в редакции имеются диктофонные записи, которые могли бы подтвердить точность «проблемного» материала, желательно хранить их до подведения итогов выборов — и после.