141 0

Ольга Кравец: «Будем успешнее бомбоубежища!»

27.09.2017 Крыніца: Янина Мельникова, mediakritika.by

Российский фотограф, продюссер мультимедиапроектов Ольга Кравец, в последнее время живущая во Франции, делится своими советами о том, как организовать краудфандинг в сфере медиа, почему подготовка к старту кампании едва ли не важней собственно сбора денег, и как меняется мотивации тех, кто поначалу хотел «просто денег».

Mediakritika.by записала советы коллеги, которые были озвучены в Тбилиси на форуме Media Viability

https://baj.by/sites/default/files/analytics/preview/21751515_1637550452956262_5748916345663637535_n.jpg

Первый блин

Все хотят денег. Это была и моя главная мотивация, когда я начинала. Впрочем, уже в процессе самого первого моего опыта сбора денег на проект «Грозный: девять городов», я подумала, что если бы те же 2,5 месяца, которые мы с коллегами краудфандили на первый проект, я работала официанткой в дорогом ресторане в Москве, заработала  бы больше.

Мы были молодыми авторами, и никто нас не хотел финансировать. Мы работали в Чечне и хотели продолжать свой проект «Грозный – девять городов». Но в какой-то момент поняли, что у нас нет больше своих ресурсов. И решили, что что-то нужно делать. 

Этот первый опыт сбора денег оказался классической учебной на своих ошибках. Рядом не было коллег, которые бы проходили через краудфандинг, подсказать было некому.

Мы поставили перед собой цель – собрать 7,5 тысяч долларов. При этом та платформа, на которой разместились, предлагала вариант «все или ничего». То есть, если бы мы не собрали эту сумму, пришлось бы все вернуть.

Несмотря на то, что мы с самого начала разделили между собой обязанности – текст, визуал, расшар контента – старт кампании показал, как много ошибок мы совершили.

 

Раньше - лучше

К краудфадингу нужно готовиться за несколько месяцев до того, как запускаешь саму капанию. Не день в день, не накануне, а много раньше. Если бы мы знали это, не потратили бы кампанию столько времени. Не отдавали бы ей все свои дни и ночи.

Да, нам повезло, и в итоге на проект удалось собрать даже больше, чем нужно было. Как повезло?

Мы просили расшарить информацию о сборе многих довольно публичных коллег. В том числе, нам очень помог ныне покойный Антон Носик. Когда он это сделал, его подписчики просто «сломали» сайт, на котором размещалась краудфандинговая кампания. Подозреваю, что им было просто любопытно, кто эти девочки, которые у Чечню ездят. Ну и кто-то впечатлялся и давал денег.

Платформа Емфазис, на которой мы тогда запустили кампанию, – была для очень узкой ниши, только для фотожурналистов. И, в конце концов, она, спустя некоторое время, закрылась.

Сегодня краудфандинг становится институциональностью, лакмусовой бумажкой для инвесторов: «У этих чуваков получилось, значит, в них можно вложить».

 

В поисках подходящей формулы

Нам не подходят все типы краудфандингов. Патронаж или гуманитарные проекты – эти модели больше подходят для негосударственных общественных организаций. Хотя слабые медиа могут рассчитывать на патронаж. Его суть в том, что люди, которые жертвуют свои финансы,  ничего не ожидают в обмен, не ждут от вас подарков, просто та тема, которой вы занимаетесь, им близка и важна.

Модель займа – для бизнеса. На этом поле, может быть, кто-то из медиа и осмелится играть из нас, но точно не я.

Модель «за подарки» может работать  как для бизнеса,  так и для СМИ.  Подарки – это то, что ваши преданные фанаты, могут унести с собой домой и гордиться.

Модель «инвестиция» потенциально может работать со СМИ. Ее цель – получение акций предприятия. И если ваше предприятие покажется интересным разным людям, они могут захотеть вложиться в него.

Кроме выбора разных моделей, подумайте о том, какова ваша финансовая цель? Вам пригодится любая копейка, или же для вас важно получить все или ничего?

И помните, что сколько бы вы не собрали, вы точно будете успешнее одного канадца, который решил собрать 4 млн канадских долларов на бомбоубежище. Его краудфандинговая кампания завершилась полным провалом: он собрал всего 1 доллар. Думаю, каждый из нас  может собрать больше.

 

Что дальше?

Если вы находитесь в трех месяцах до начала, самое время думать о том, с чего начать. Эти месяцы уйдут у вас на не публичную работу, на подготовку аудиторий к тому, что вы будете просить у них поддержать ваш проект или медиа.

В это время вы будете много писать, в основном личные письма. Доставайте свои блокноты, открывайте цифровые базы контактов, и смотрите, кто там потенциально может вам помочь. Не деньгами, на этом этапе мы не просим денег, но говорим, что нам нужна помощь. Какая?  Поделиться нашей информацией с друзьями и коллегами, добавить наши новости в свою рассылку и т.д.

Если вы можете пойти к кому-то (дружественные журналисты, медиа и фонды… ), нужно сделать это. Обойти каждого ногами и со всеми поговорить, рассказать о том, что планируете делать и почему это важно для вас и для ваших аудиторий.

Еще раз подчеркну: на этом этапе мы не просим денег у людей, лишь предлагаем опции, оставляя за ними возможность выбора.

 

Не обманывайте и не обманывайтесь

Очень важный этап этой предварительной подготовки – выбор платформы, на которой вы будете просить поддержку. Если речь о локальной истории, то вряд ли вам пригодится международная платформа.

Если же речь о чем-то глобальном, то важно заранее понять, где будет размещаться хостинг, кто, как, и где будет платить налоги с собранных денег, как они попадут к вам и прочие вещи.

Помните, что проведение расследований, создание контента, поддержка медиа – все это облагается налогами. Планируя свои бюджеты, держите эту информацию в голове.

Изучите нюансы запуска краудфандинговых кампаний на разных платформах. Например, для того, чтобы запустить кампанию на Кикстартере, нужно иметь юридическое лицо в США. Или очень «дружественных друзей», которые вам помогут.

Не менее важно, определиться с тем, сколько дней будет длиться ваша кампания.  Стандартная практика различных платформ – 30, 60, 90.

Ну и, наконец, решить, хотите ли вы «все или ничего», либо любую сумму.

Только не обманывайте себя и других. Если вам надо собрать пять тысяч долларов, вы собрали три, но не знаете, где взять оставшееся, подумайте, будет ли это честно по отношению к вашей аудитории?

Сложно ли краудфандить? Сложно, но мы решаемся собирать средства на свой проект таким способом, с этим нужно смириться. Просить деньги неприятно. И чаще легче просить для других, чем для себя. Но иногда нужно и для себя.

 

Пишите план

Хорошо иметь план продвижение краудфандинговой кампании,  просто по дням. Будет классно, если ваши партнеры, дружественные СМИ, будут писать о вас, но не все одновременно. Чтобы не надоедать вашей аудитории, которая вас итак любит. И помогает, как может.

Обязательно пошагово объясняйте, как платить. Регулярно. Рассматривайте каждый кейс плательщиков отдельно.

Помните, за счет кампании, которую вы ведете, можно создать свою новую аудиторию. И она уже будет вашим постоянным подписчиком и распространителем вашей информации.

Очень важно правильно просить. Если вы просите на зарплату для журналистов, то люди будут думать о том, что случится, когда деньги закончатся. Но если вы спросите о том, хотят ли люди получать более качественные, более красивые новости, эффект будет другим, поверьте.

 

Успех близко

Очень мотивируют и поддерживают истории успеха коллег. Так, например, совсем недавно в России фотокнига «#Черновик» Дмитрия Маркова, собрала необходимую сумму в течение всего-то 2,5 дней. Проект – очень простой, основанный на фото Дмитрия из Инстаграма, в которых отражается его любовь к социальной работе и фотодокументалистике.

Сам Дмитрий говорит, что его успех в том, что 99% людей, которые вложились в книгу, - не из тусовки. Это не коллеги, не соцработники, не организации. Но те, кто знал о его приверженности к делу, и отправил его запрос в массы.

Он не шел к краудфандингу с бизнес-планом, но точно знал, сколько ему нужно было.

Да, вы наверняка слышали, что иногда люди сами докладывают деньги, чтобы спасти то, за что они ратуют. И Дима признавался, что готов был это сделать, если бы от желаемого его отделял небольшой шаг. Но случилось иначе.

Впрочем, книгу всегда удобно краудфандить, потому что человек получает ее первый экземпляр в руки.

Но порой бывает сложней. Так случилось с мультимедийным проектом «Причина расстрела», который краудфандил «Мемориал». Это был первый веб-док для России.  Тема была очень близкой для сотен тысяч людей. Наверное, у каждого из нас были родственники в ГУЛАГе, хотя архивы во многих странах бывшего СССР до сих пор эту информацию, семейные истории передаются из уст в уста.

Впрочем, даже без доступа к национальным архивам, если обладать определенными знаниями, все равно многое можно найти.

Этот проект был задуман, как проект знания и обмена контентом. Люди в обмен на знания (обучение мультимедийной журналистике) участвовали в создании веб-дока.

Мы решили краудфандить на проект «Мемориала» для того, чтобы привлечь к этой теме молодых хипстеров, которые интересуются историей своей страны. И еле-еле перешли черту.

Сильная сторона «Мемориала» - у них есть много книг и других хороших подарков.

 

Учитесь на чужих ошибках

Один из показательных провалов, на мой взгляд, случился с проектом известного украинского фотографа Максим Дондюк «Crimea Sich», фильм о детском лагере в Крыму. Он сам, как профессионал был на волне, и тема его проекта была на волне, но все провалилось.

Человек просто вывесил свой проект на краудфандинговую платформу и стал ждать, когда посыплются деньги, не вложил никакого морального усилия в проект. И все получилось как получилось.

Отсюда вывод: даже если ваша организация – лидер, эдакая «Медуза» в стране, каждая копейка для вас все равно будет даваться только потому, что вы постоянно общаетесь, продвигаете тему, много вкладываете.

Успешный фотограф, из Украины, которая в новостях, Крым… Все ингредиенты были, но не было морального вложения.

Момент общения не стоит недооценивать. По итогам всех кампаний, в которых я принимала участвовала, я поняла, что это общение равноценно деньгам.

 

А если собрать и ничего не сделать?

Тот условный контракт, который вы заключаете с человеком, очень условный. Если вы ему уже отдали какие-то «подарки», то вроде как ничего больше и не должны. Но подумайте, готовы ли вы оставить такое пятно на своей репутации?

Нет ничего страшного, если вы задерживаете обещанное, но нужно поддерживать контакт с вашими жертвователями. Объяснять им, что случилось. Обновлять статус проекта на платформе, чтобы не было огромной дыры, пустоты.

Каментары