402

О пользе и вреде истории для жизни — современная вариация на тему Фридриха Ницше

11.03.2020 Крыніца: Сергей Николюк для BAJ.BY

В том, что каждый кричит свою правду, сомневаться не приходится. Своя правда есть и у Секретариата общественного объединения «Белорусский союз журналистов». Ее он и высказал на страницах газеты «СБ Беларусь сегодня» в специальном заявлении.

Что послужило поводом для высказывания? Интервью Светланы Алексеевич российскому журналисту Алексею Мунипову, в котором писательница, в частности, заявила, что «всю жизнь прожила в стране полицаев».

Мимо такой характеристики «синеокой» пройти равнодушно в Белорусском союзе журналистов, разумеется, не могли, и решительно напомнили читателям самой солидной газеты страны, что «Память о Великой Отечественной войне является неотъемлемой частью белорусской национальной культуры. В год 75-летия Великой Победы мы призываем всех с уважением относиться к тому подвигу, который совершили наши предки».

К подвигам следует относиться с уважением, согласен. А как следует относиться к преступлениям, совершенным нашими предками? Или таковых не было, а если и были, то в виде отдельных исключений, подтверждающих общее правило?

Чтобы не углубляться в мрачные времена средневековья, предлагаю обратиться к постановлению Государственной думы Российской Федерации от 02.04.2008 N 262-5. «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР».

Ограничусь одной цитатой: «В результате голода, вызванного насильственной коллективизацией, пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстана, Украины, Белоруссии. От голода и болезней, связанных с недоеданием, в 1932-1933 годах там погибло около 7 млн человек».

Попытка нацистов «окончательно решить еврейский вопрос» обошлась человечеству в 6 миллионов жизней. Арифметика, в отличие от математики, — наука точная. Получается, что эффективность «фабрик смерти», организованных большевиками против собственного народа в 1932–1933 годах, оказалась выше на 1 миллион человеческих жизней.

Однако голодомором 30-х годов преступные действия большевиков не ограничиваются. Голод в Поволжье (1921–1922) сократил численность населения первой в мире страны победившего пролетариата на 5 миллионов человек. Скорбный список легко можно продолжить.

 

Три вида истории

Как уже отмечалось выше, «Память о Великой Отечественной войне является неотъемлемой частью белорусской национальной культуры». Но возьму на себя смелость утверждать, что в не меньшей степени частью белорусской национальной культуры является отсутствие памяти о преступлениях большевиков.

К подвигам наших предков следует относиться с уважением. А как следует относиться к их преступлениям? Желающих быть «достойными продолжателями дела отцов» у нас хватает. Но в истории еще не было народов, специализирующихся исключительно на подвигах.

Из трех видов истории, выделенных немецким философом Фридрихом Ницше в работе «О пользе и вреде истории для жизни», в нашей культуре право на существование имеет лишь история монументальная (героическая). Она освобождает от сомнений, ибо «то великое, которое некогда существовало, <…> может стать возможным когда-нибудь еще раз». Однако пока история представляется исключительно в качестве примеров достойных подражания, «целые значительные отделы прошлого предаются забвению и образуют как бы серый поток, среди которого возвышаются, как острова, отдельные разукрашенные факты».

Проблемы настоящего, опираясь на монументальную историю, не решить. История, пояснял философ, нужна «для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности».

Антикварная история изучает быт во всех его проявлениях. Она привязывает человека к родине и родным обычаям. Но любопытство к бытовым мелочам способно только сохранять жизнь, а не порождать ее. Поэтому антикварная история «парализует силы деятеля, который в качестве такового всегда будет и должен оскорблять некоторые святыни».

Отсюда потребность в критической истории. Человек должен «разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше. Этой цели достигает он тем, что привлекает прошлое на суд истории, подвергает последнее самому тщательному допросу и, наконец, выносит ему приговор. Всякое прошлое достойно осуждения (выделено. — Ред.) — ибо таковы уж все человеческие дела: всегда в них мощно сказывались человеческая сила и человеческая слабость».

История — это то, что мы думаем об истории, а Великая Отечественная война — это то, что мы думаем о Великой Отечественной войне. Родное «государство для народа» желает, чтобы мы думали о войне исключительно как о подвиге, как о Победе.

Культ Победы снимал ответственность с советской власти за миллионы и миллионы жертв. Культ Победы позволяет нынешней власти выступить в роли единственного наследника поколения победителей. Культ Победы для простого человека становится главным основанием для самоуважения.

Поэтому так важно всем неравнодушным к судьбе Родины постоянно напоминать тем, кто «там наверху», что они являются не только наследниками Победы, но и наследниками всех преступлений, совершенных предшествующими поколениями. И не только они. Своя персональная доля ответственности есть у каждого.

Самыя важныя навіны і матэрыялы ў нашым Тэлеграм-канале — падпісвайцеся!