378

Маричка Паплаускайте: «Просто интересная история об интересных людях – это не репортаж»

30.10.2020

Как работать в жанре социального репортажа в эпоху коронавируса и тотальной социальной изоляции?

О том, как репортеру и в карантин добывать яркие человеческие истории, рассказала главная редакторка украинского онлайн-журнала Reporters Маричка Паплаускайте на вебинаре «Как работать с жанром социального репортажа, когда вокруг пандемия» во время Антивирусного онлайн-марафона, который провел Центр подготовки медиаспециалистов «Медиатренер».

Репортаж — субъективный жанр. Ведь вы описываете то, что видите и чувствуете сами. Его правила требуют от репортера встать со стула, выйти из редакции, покинуть зону комфорта, встретиться с людьми, восстановить атмосферу того, что вы сами видели.

Вам придется садится на «хвост» своим героям, налаживать с ними максимально глубокий контакт. Это жанр, в котором нельзя работать поверхностно. Не получится подготовить хороший репортаж, опираясь на один телефонный разговор. Не обойтись без живого общения с героем в естественной для него среде.

Это все прекрасно, если у репортера есть возможность проводить время с героем, не рискуя ничьим здоровьем. Но во времена пандемии коронавируса любой контакт может быть небезопасным. Конечно, это очень усложняет работу.

Мы столкнулись с этой проблемой, как и все журналисты. 12 марта в Украине начался карантин. Все сидели по домам и боялись. Это был серьезный вызов для нашей команды.

 

Как написать репортаж, не выходя из дома: 10 самых важных советов

Оказалось, современные технологии дают нам возможность работать и с этим субъективным жанром, не выходя из дома.

1. Найти на месте людей, которые стали бы вашими глазами, ушами, вашим контактом

Непросто звонить незнакомому человеку, живущему в маленьком городке: «Я журналист_ка и хотел_а бы поговорить». Одно дело, если вы пришли к нему лично, увиделись, разговорились. В телефонном разговоре общаться очень сложно. Но многое меняется, если вы можете сослаться на того, кто дал вам контакт. Так вырастает цепочка нужных героев, экспертов, очевидцев.

2. Тщательно расспрашивать о деталях

Не побывав в там, где происходит событие, тем не менее можно написать «живой» текст. Но это требует от вас большего включения. Ведь в репортаже очень важны детали. Одно дело, когда вы это видите сами, другое — когда приходится об этом спрашивать. Например, в моем репортаже о небольшом городе, где была зафиксирована вспышка заболевания COVID-19, была деталь – у начальника штаба по борьбе с коронавирусом маска висит на гвоздике в кабинете. Чтобы представить, как это происходит, я спросила его: «А вы сами ходите в маске?» И он ответил: «Когда я иду к людям, да, а так она у меня на гвоздике висит».

Приходится буквально спрашивать: «А что видно из окна вашего кабинета, когда вы в него входите?». Это те вещи, которые, оказавшись в каком-то месте, обычно вы подмечаете сами, а тут вам приходится о них спрашивать, чтобы написать репортаж.

3. Знать, чем заполнить паузу

Еще одна трудность в дистанционной работе – если вы говорите с героем и вдруг оба замолкаете: вы не знаете, что еще спросить, он не знает, что вам рассказать. В живом диалоге такая пауза обычно даже на руку репортеру. А в телефонном — человек думает: «Наверное, уже пора класть трубку, прощаться».

4. Всегда подумать: зачем мы пишем эту историю?

Какую проблему мы хотим поднять, рассказывая об этих людях? Наличие проблемы, более широкого контекста, который стоит за той историей, которую вы рассказываете, — это очень важно.

5. Дать голос каждому

Репортаж хорош, если в нем есть конфликт, проблема, которую мы раскрываем. И чтобы люди, которые появляются в вашей истории, имели собственную фактуру и собственный голос, чтобы можно было их представить, понять, чем этот человек дышит. Иногда это достигается упоминанием одной маленькой детали. Но ее ведь нужно отыскать.

Важна драматургическая композиция, эффект присутствия через описание, диалоги, детали, простой человеческий язык.

6. Не только тема, но и сверхидея

Всегда держите в голове тему. Если даете волю герою говорить долго, он может увести вас очень далеко, если вы сами не будете помнить, зачем вы с ним разговариваете.

Важно понимать, что у вас есть не только тема, но и идея текста: не просто покошмарить читателей, а натолкнуть на размышления, попытаться найти решение. Это обязательная часть любой социальной истории.

7. Понять человека – главная задача социального репортера

Окунуться в жизнь героев и добиться откровенности, чтобы человек не только поверхностно ответил на вопросы, но и смог поделиться ключевыми воспоминаниями.

Это важно — понять взгляды человека, как формировалась его личность, как он пришел к той точке, в которой находится сейчас.

Если вы рассчитываете на искренность вашего героя, открывайтесь сами и рассказывайте истории из своей жизни, чтобы установился контакт.

8. Слушать, наблюдать, сопереживать

В репортаже мы не спешим быстро задать свои вопросы и получить ответы. Мы даем возможность человеку рассказать ту историю, которой он хочет поделиться, сопереживаем, не влюбляясь в своих героев.

Начинайте со слов: «вспомните, расскажите».

Вы не пресс-служба своего героя и не обязаны выставлять его в лучшем свете.

Если человек неоднозначен, есть к нему вопросы, опишите моменты, когда вы это почувствовал, чтобы читатель увидел историю так, как видите ее вы.

Попросите помочь: расскажите так, чтобы я могла представить это все в деталях.

Обычно подкупает, если вы просите помочь: помогите мне, включитесь, поделитесь историей.

Иногда промолчите, если возникает неловкая ситуация.

Обращайте внимание на детали: важно не то, что говорят, а как говорят, и важно, чтобы вы это замечали.

9. Существенный момент — композиция текста.

Какую бы интересную информацию вы ни нашли, если вы выложите ее композиционно неумело, читателю будет неинтересно читать.

Важно помнить о том, что есть герой, конфликт, преодоление. Изменение личности в момент преодоления является ключевым для композиции. Работайте со структурой текста, чтобы в нем была интрига.

10.  Думайте картинками

Представляйте все, о чем пишете, и выписывайте текст. Отмечайте важные детали — только те, которые играют роль в вашей истории.

Самыя важныя навіны і матэрыялы ў нашым Тэлеграм-канале — падпісвайцеся!