757

Лидерский курс БАЖ: знакомство с работой латвийских медиа, организационное развитие

18.12.2018 Крыніца: Виктория Капская для Baj.by

В Риге прошла третья сессия Лидерского курса, организованного ОО "БАЖ" при поддержке Международной федерации журналистов. В рамках курса прошла встреча с представителями Латвийской ассоциации журналистов и информагентства LETA.

Тренеры курса — Витовт Рудник (Беларусь) и Майк Джемпсон (Британия). Говорили об организационном развитии,  улучшении внутренней коммуникации и мотивации членов Белорусской ассоциации журналистов, о переменах в организации, изучали основы PR и фасилитации.

Какое тёплое название: LETA

Латвийское национальное информационное агентство LETA — самое влиятельное и инновационное агентство в странах Балтии. Оно поставляет аудитории актуальные новости в текстовом, фото-, видео- и графическом формате.

LETA — это 150 сотрудников: редакторы, репортёры, региональные корреспонденты, переводчики, фотографы, операторы, информационные аналитики. У агентства — самый большой в Латвии архив фото и видео. А фотографы и видеоператоры информагентства оказывают массу дополнительных услуг: от съёмки рекламных клипов до фотосессий в компаниях клиентов.

“Главное отличие LETA — многовекторность, — говорит Юрис Мендзиньш, член Правления агентства. — В последние годы подписчиков агентства всё больше интересует деловая информация, мониторинг прессы, анализ публичности. Допустим, клиент хочет знать, где и что о нём писали вчера или на прошлой неделе. Наши сотрудники находят такую информацию и предоставляют клиентам. Аналогичный контракт есть и с властями: мы мониторим СМИ на предмет того, где и что о них пишут.

Клиентами являются крупнейшие СМИ, компании, государственные структуры, посольства, представители власти Латвии. Мы предоставляем им необходимую информацию, а они платят деньги за нашу работу. Каждый занимается своим делом.

Это растущая отрасль и, поверьте, у нее есть перспективы.  Также обеспечиваем поток новостей. Наши репортеры общаются с чиновниками напрямую. Отношения с властью у нас нормальные, деловые…”

У LETA есть и научная часть деятельности. Сотрудники Института математики и информатики реализуют проекты автоматизации работы журналистов, практически создают искусственный интеллект. Есть и другие совместные проекты: опознаватель языка и автоматический переводчик, распознаватель лиц.

По словам Юриса Мендзиньша, фактически вся информация LETA распространяется по подписке, лишь небольшую часть контента читатели получают бесплатно.

 

Латвийская ассоциация журналистов — взносы 36 евро в год

Ивонна Плауде — председатель Ассоциации журналистов Латвии. На эту должность (каденция всего один год) выбирают члены ассоциации на общем собрании. В организации 116 членов.

Члены Ассоциации журналистов Латвии ежегодно платят взнос в 36 евро, при средней зарплате журналистов в Латвии 700 евро. Латвийская ассоциация журналистов создана в ноябре 2010 года. Её цель — защищать свободу слова и прессы, повышать профессиональное мастерство журналистов, защищать их права, совершенствовать законодательство в сфере СМИ.  

Во время встречи с белорусскими журналистами Ивона Плауде (она же и главный редактор региональной газеты Neatkarīgās Tukuma ziņas) обратила внимание на проблему латвийских медиа: СМИ олигархов и политиков.

«Эти пропагандистские средства массовой информации служат интересам своих хозяев, и наиболее ярко проявляют свою сущность в периоды выборных кампаний». По словам Ивоны, у каждого политика, чиновника есть свое маленькое “княжество”, и они хотят иметь в этом “княжестве” своё карманное СМИ.

«Пространство для независимой журналистики остается очень узкое. Конкурировать с хорошо обеспеченными СМИ независимым медиа сложно».

“Условно говоря, есть сметана и есть некий сметанный продукт. Упаковка схожая, цена почти одинаковая, а наполнение — разное. На фоне этих пропагандистских СМИ частные независимые издания — это сливки, качественная сметана, а не сметанный продукт — подделка!” — проводит аналогию Ивонна.

«Независимые газеты могут прекратить свое существование, потому что для наших людей всё то, что дается на халяву — святое.  Они не понимают разницы между пропагандистским продуктом и объективными СМИ.  Мы боремся с этим явлением, но всё равно существуем в ядовитом медийном пространстве», — резюмирует Ивонна.

 

Майк Джемпсон: БАЖ — известная и уважаемая в Европе организация

На лидерскую сессию в Ригу организаторы пригласили журналиста с 40-летним стажем, профессора университета Западной Англии (г. Бристоль) Майка Джемпсона. Майк возглавляет организацию The MediaWise Trust, он заместитель председателя Совета по этике Национального Союза журналистов Британии.

Майк Джемпсон считает, что свобода прессы это, прежде всего, ответственность журналистов перед аудиторией. Поэтому авторам материалов важно научиться публично признавать свои ошибки: «Так было неправильно. Надо делать по-другому, и мы будем делать по-другому».

Свобода слова — это великая ценность для общества, и журналистов в том числе. Люди, работающие в медийном пространстве, обязаны беречь эту ценность, блюсти ее “гигиену”.

“Вы не представляете насколько БАЖ известная в Европе организация, уважаемая мировым сообществом журналистов. Ваши усилия по отстаиванию свободы слова, свободы прессы, права на журналистскую профессию высоко ценят коллеги из других стран. Они вдохновляются вашим мужеством и настойчивостью. Вы можете гордиться тем, что являетесь частью БАЖа», — сказал Майк Джемпсон. И предложил участникам подумать над тем, что каждый из нас может лично сделать для своей организации.

Майк предложил участникам Лидерского курса подумать и над тем, как можно использовать Европейские игры 2019 года, для улучшения имиджа организации. С 21 по 30 июня в Беларусь приедут более 4 000 спортсменов из 50 стран.

“Вы же можете организовать встречу спортсменов с их поклонниками, в том числе и с детьми-сиротами, с особенностями психофизического развития, беженцами. Вы поможете исполнить детям их мечту и создадите положительный имидж Белорусской ассоциации журналистов в обществе,” — посоветовал британский журналист.

 

«Тайный Санта» как инструмент межличностной коммуникации

Полезной для участников встречи была и тема коммуникации в контексте PR. Каждая группа определила для себя аудиторию, придумала ключевое сообщение, определила каналы его распространения и цель, которой хочет достичь.

Например, наша команда рассматривала сценарий привлечения в БАЖ новых членов. Ключевое сообщение: «Наши коллеги вас научат, а юристы защитят». И в качестве каналов распространения своего месседжа выбрали личное общение, мессенджеры и электронную почту. Достигнем ли мы поставленной цели, узнаем чуть позже — по финалу курса.

Рига запомниться участникам курса интересным сюрпризом: в первый день встречи Витовт Рудник предложил всем поучаствовать в игре «Тайный Санта».

Каждый участник вытянул себе бумажку с именем человека, для которого он становился Сантой. На протяжении всей встречи Санта должен был делать подарки, говорить комплименты, устраивать сюрпризы своему подопечному. Условие: делать это так, чтобы человек не догадался, кто его Санта.

Кто-то непонятным образом проникал в комнату своего подопечного, кто-то просил Майка Джемпсона сделать комплимент коллеге по-английски, кто-то передавал подарки через персонал отеля, кто-то подбрасывал милые и теплые пожелания в аудиторию. Например, заходишь в зал, а у тебя на блокноте лежит шоколадка и пожелание приятного аппетита. Сюрпризы от Санты не заканчивались все три дня. На последней сессии участники встречи открыли тайну Санты, это был очень трогательный момент. К слову, эту игру можно использовать в редакциях как инструмент для создания дружественной атмосферы.

Сейчас участники курса работают над мини-проектами и реализацией своего лидерского потенциала, учатся организовывать мероприятия в рамках Белорусской ассоциации журналистов.