Министерство иностранных дел Республики Беларусь опубликовало Отчет о реализации мероприятий Межведомственного плана по реализации рекомендаций, принятых Республикой Беларусь по итогам прохождения второго цикла универсального периодического обзора в Совете Организации Объединенных Наций по правам человека, и рекомендаций, адресованных Республике Беларусь договорными органами по правам человека, на 2016–2019 годы.
По опубликованному документу можно оценить, как белорусские власти в 2017 улучшали ситуацию со свободой слова.
В рамках этого плана Министерством информации в 2017 г. выполнило следующее:
- провело совместно с Аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей республиканский конкурс среди журналистов и редакций СМИ на лучшее освещение вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений, межкультурного диалога в Республике Беларусь и сотрудничества с соотечественниками за рубежом;
- вынесло в рамках осуществления контрольной деятельности 17 письменных предупреждений 7 средствам массовой информации и 7 информационным ресурсам (одному – дважды и одному – трижды);
- провело совместно с заинтересованными ХII Белорусский международный медиафорум и XIХ Всемирный конгресс русской прессы «Партнерство во имя будущего: приоритеты современной цивилизации».
Кроме того, в 2017 г. состоялась XХI Международная специализированная выставка «СМІ ў Беларусі». Согласно отчету МИДа, именно эти мероприятия должны были улучшить ситуации с реализацией свободы слова в нашей стране.
Самим Межведомственным планом по реализации рекомендаций, принятых Республикой Беларусь по итогам прохождения второго цикла универсального периодического обзора в Совете Организации Объединенных Наций по правам человека, и рекомендаций, адресованных Республике Беларусь договорными органами по правам человека, на 2016–2019 годы было предусмотрено выполнение целого ряда задач по реализации свободы слова, а именно:
-
проведение на регулярной основе международных мероприятий для редакций средств массовой информации, журналистов, представителей экспертного сообщества (выставки, форумы, конференции) в целях содействия обеспечению прав на свободу слова;
-
осуществление мониторинга за соблюдением законодательства о средствах массовой информации;
-
ежегодная разработка и выполнение в целях содействия обеспечению реализации прав на свободу слова, вероисповедания образовательных программ для журналистов по вопросам межконфессиональных и межнациональных отношений в Республике Беларусь, внедрение механизмов поощрения редакций средств массовой информации и журналистов за эффективное продвижение идей межконфессионального мира и согласия посредством организации и проведения ежегодного творческого конкурса данной тематики.
Этот план был принят по итогам рассмотрения доклада Беларуси в рамках второго цикла Универсального периодического обзора ООН (УПО).
УПО представляет собой механизм Совета по правам человека, в рамках которого раз в четыре года проводятся регулярные обзоры выполнения 193 государствами-членами ООН обязательств в области прав человека, и был создан в 2006 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251, учредившей Совет по правам человека. Обзор проводится на основе информации от государства (“национального доклада”) договорных органов по правам человека и других структур ООН, а также информации, предоставленной неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями. После проведения обзора подготавливается доклад, называемый “итоговым документом”. Он включает в себя вопросы, заключения и рекомендации, сделанные государствами во время обзора, а также ответы рассматриваемого государства. В итоговом документе отмечаются как рекомендации, с которыми рассматриваемое государство согласилось, так и рекомендации, с которыми государство не согласилось.
В 2015 г. в рамках процедуры УПО Республика Беларусь по свободе слова приняла следующие рекомендации государств-членов Совета по правам человека:
-
улучшить общую ситуацию со свободой средств массовой информации (Словения);
-
обеспечить большие гарантии свободы прессы и свободы выражения мнений, а также права на информацию, отражающую различные точки зрения (Сенегал);
-
в полной мере гарантировать свободу выражения мнений и воздерживаться от произвольных арестов журналистов (Румыния);
-
поощрять и защищать свободу средств массовой информации и право на свободное выражение мнений; принять меры к приведению законодательства и практики в соответствие со статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах; и беспристрастно расследовать все случаи нападения, преследования и запугивания в целях привлечения к ответственности виновных (Австрия).
При рассмотрении доклада Беларуси учитывалась информация, сообщенная в альтернативных докладах организаций гражданского общества: коалиционном докладе белорусских неправительственных организаций, докладе Центра правовой трансформации и Ассамблеи неправительственных демократических организаций «Свобода ассоциаций и правовые условия для деятельности организаций гражданского общества», докладе Белорусского детского хосписа, МОО «Гендерные перспективы» и др.
Белорусское гражданское общество выработало ряд критериев (индикаторов), по которым правозащитные организации будут оценивать выполнение государством принятых им в рамках второго цикла УПО рекомендаций. Эти индикаторы были направлены в государственные органы.
Представители Белорусской ассоциации журналистов участвовали в разработке критериев по оценке прогресса по выполнению рекомендаций в области свободы слова, которые размещены ниже в таблице.
Рекомендации, данные Республике Беларусь в рамках второго цикла Универсального периодического обзора |
Индикаторы выполнения рекомендаций, выработанные гражданским обществом |
127.79 улучшить общую ситуацию со свободой средств массовой информации (Словения); |
1. Журналисты, правозащитники, эксперты, представители гражданского общества отмечают улучшение ситуации со свободой СМИ в Беларуси, о чем свидетельствуют следующие показатели: 1.1. более высокие места Республики Беларусь в рейтингах; 1.2. отсутствуют необоснованные ограничения свободы СМИ со стороны государственных органов. 2. Государство не принимает дискриминационные меры правового и экономического характера в отношении негосударственных СМИ |
129.60 обеспечить большие гарантии свободы прессы и свободы выражения мнений, а также права на информацию, отражающую различные точки зрения (Сенегал); |
1. В законодательство о СМИ и о доступе к информации внесены изменения, направленные на реализацию конституционных положений о свободе выражения мнения и праве на информацию, в которых учтены рекомендации Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. 2. Разработан и принят демократический закон «О доступе к информации». 3. Все негосударственные издания, обратившиеся в государственное предприятие–монополист по распространению СМИ по подписке «Белпочта», включены в подписные каталоги. 4. Государственные предприятия системы «Союзпечать» продают через свою розничную сеть и по подписке негосударственные издания вне зависимости от их редакционной политики. 5. Отсутствуют случаи необоснованного отказа в регистрации печатных СМИ. 6. Отменена регистрация распространителей продукции СМИ. 7. Государство не ограничивает доступ к сайтам, распространяющим продукцию СМИ. 8. Из Уголовного кодекса исключены статьи, устанавливающие ответственность за диффамационные преступления, в частности: 188 (Клевета), 189 (Оскорбление), 367 (Клевета против Президента Республики Беларусь), 368 (Оскорбление Президента Республики Беларусь), 369 (Оскорбление представителя власти), 369-1 (Дискредитация Республики Беларусь), 391 (Оскорбление судьи или народного заседателя). 9. Государство вступило в диалог с представителями медиа, гражданского общества и интернет-бизнеса по вопросам управления Интернетом. 10. Внесены изменения в закон «О средствах массовой информации», отменяющие необходимость обязательной аккредитации иностранных журналистов для осуществления деятельности на территории Республики Беларусь. 11. Отсутствуют случаи необоснованных отказов в аккредитации иностранных журналистов. 12. Исключены случаи привлечения к ответственности журналистов, работающих на иностранные СМИ без аккредитации в Республике Беларусь. |
129.69 в полной мере гарантировать свободу выражения мнений и воздерживаться от произвольных арестов журналистов (Румыния); |
1. Отсутствуют случаи арестов журналистов во время осуществления профессиональной деятельности, а также в качестве наказания за свою деятельности. 2. Отсутствуют случаи изъятия, повреждения, конфискации техники и оборудования у журналистов. |
129.75 поощрять и защищать свободу средств массовой информации и право на свободное выражение мнений; принять меры к приведению законодательства и практики в соответствие со статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах; и беспристрастно расследовать все случаи нападения, преследования и запугивания в целях привлечения к ответственности виновных (Австрия);
|
1. В законодательство о СМИ внесены изменения, направленные на улучшение ситуации со свободой слова, в том числе: 1.1. отменена ответственность владельцев сайтов за комментарии пользователей; 1.2. ограничены полномочия Министерства информации по произвольному принятию решений об ограничении доступа к интернет-ресурсам. 2. Отсутствуют случаи «технического» блокирования интернет-ресурсов во время значимых общественно-политических событий или в период обострения экономического кризиса. 3. Проведены полные и всесторонние расследования насильственных преступлений против журналистов (в первую очередь – похищение Дмитрия Завадского, убийство Вероники Черкасовой), а виновные привлечены к ответственности. 4. Расследованы случаи нарушения прав журналистов, в том числе сотрудниками милиции, виновные привлечены к ответственности. |
Как видно из опубликованного МИД отчета, белорусское государство фактически не предпринимает каких-либо конкретных действий для выполнения мероприятий, по которым можно было констатировать улучшение ситуации со свободой слова.
Как следствие, не происходит реальных положительных изменений, которые бы сделали проще работу журналистов и СМИ. Наоборот, она усложнилась после принятия изменений в закон «О средствах массовой информации».
Разработка Межведомственного плана, к сожалению, не повлекла сколько-нибудь значимых последствий для ситуации со свободой слова.
Иллюстрации: stopfake.org