487

Как не надо делать краудфандинговую кампанию. Грустный, но полезный опыт «Інфа-Кур'ера»

18.02.2020 Крыніца: Виктория Капская для BAJ.BY

Первую краудфандинговую кампанию — сбор средств на 100 сувенирных наборов исторических открыток «Уладары Случчыны» — «Інфа-Кур'ер» провел в 2019 году. И я, как руководитель проекта, допустила несколько ошибок во время его организации и реализации. Поэтому могу дать новичкам в этом деле несколько рекомендаций, что надо и не надо делать.


Руководителем проекта должен быть человек, который «горит» им

В Беларуси мало печатной сувенирной продукции, посвящённой Слуцку и району, их истории. Поэтому газета «Кур'ер» решила выпустить сувенирный набор исторических открыток «Уладары Случчыны» (десять открыток и брошюра) с короткими историями о каждом человеке. Это была тема дипломного проекта Анастасии Улащик, сотрудницы газеты.

Я взялась за эту кампанию по одной причине: хотела узнать, как работает краудфандинг и что с помощью этого инструмента может получить издание.

Но одного желания мало для успешного проведения проекта. Необходимо владеть темой, чтобы можно было ответить на любой вопрос читателя / спонсора, вовремя заметить ошибку и знать, какую информацию преподнести в СМИ, чтобы не было стыдно. 

Изучайте все нюансы самостоятельно

Я не переживала о том, как запустить кампанию на Talaka. Многие коллеги и знакомые делали это уже сотни раз и приглашали обращаться за помощью, если есть вопросы. Когда же вопросы появились, меня …отправили за ответами к «Гуглу». Я поняла, что мне предстоит изучить многое самостоятельно.

И понеслось: распечатка условий участия, правил краудфандинговых платформ talaka.org, ulej.by, создание кошелька WebMoney (которого до этого у меня не было), заказ карты «Технобанка» (на всю процедуру с подготовкой документов ушло месяца три) и так далее.

Это я к тому, что на помощь со стороны надейтесь, но сами всё изучайте.

Перед запуском проекта проверьте всю информацию

Если вы хотите выпустить нечто историческое, научное, обязательно дайте проверить свою информацию специалисту по этой теме, а лучше двум.

Из-за того, что мы не досконально проверили свой продукт, мы допустили конкретный ляп: на открытке, где должен был размещаться Богуслав Радзивил, у нас, к великому стыду, появился портрет Петра I… Хорошо еще, что это было на этапе подготовительных работ, когда такую оплошность заметили пользователи Facebook после публикации анонсов в региональных СМИ.

Признавайте свои ошибки

Когда я увидела этот пост в Facebook, муж предложил своё решение проблемы: «Напиши, что вы проверяли бдительность людей. И поблагодари их за то, что она у них есть».

Логика в этом есть. И я бы так и сделала, если бы мы действительно проверяли эту самую бдительность. Но это всё-таки была незамеченная нами конкретная ошибка — «глаз замылился» и у исполнителя дизайнерских работ, и у организаторов. Поэтому в комментариях я признала оплошность, поблагодарила за то, что на неё указали. В знак благодарности позже мы авторам подсказки отправили набор открыток.

Не забывайте про авторские права

В комментариях к посту в Facebook люди напомнили про авторское право. Они написали, что нам следует попросить разрешения у музеев на распространение портретов. Мы проконсультировались с юристами.

По закону не должны были. Музей не имеет никаких имущественных авторских прав на картины, поскольку их авторы уже умерли и срок защиты имущественных авторских прав истёк. Но, согласно Кодексу Республики Беларусь о культуре (Статья 182, пункт 11), разрешение было необходимо.

Позже на наш запрос Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» ответил, что если тираж наборов лимитирован и проект некоммерческий, то их разрешения не требуется.

Не рассылайте пресс-релиз всем СМИ в один день

Когда мы опубликовали анонс у себя на сайте kurjer.info, я сразу же разослала его по всем региональным СМИ. И это было ошибкой. Делать это стоило постепенно, чтобы подогревать интерес к приобретению наборов на протяжении всего сбора средств. А так это был просто холостой выстрел.

Здорово, что коллеги из разных СМИ поддерживают проекты других изданий и публикуют их на своих площадках. Но нужно учитывать, что у некоторых изданий свои условия.

Например, «Наша Ніва» рассказывает о проекте только в случае, если его поддержали минимум на 30%.  Мы же собрали только 17%.

До запуска сбора средств пропишите план публикаций

Смотрю со стороны и понимаю, что у меня все публикации были однотипными и скучными. В следующий раз я буду делать план и расписывать, когда какая публикация и в каком формате выйдет в свет.

Если брать проект «Уладары Случчыны», то я могла бы, к примеру, дополнительно получить консультации краеведов и историков, провести опрос среди случчан, кто эти люди на открытках, запустить отдельную страницу в Instagram и продвигать её.

Над проектом должна работать команда

В нашем случае был только готовый продукт, который надо было выпустить, и я в роли руководителя-исполнителя. Как оказалось на финише, нам очень не помешали бы энтузиасты, выполняющие, к примеру, работы отдельного пиар-менеджера проекта, специалиста по связям со спонсорами и общественностью.

Если бы мы на начальном этапе собрали команду, расписали, кто и за что отвечает, мы могли бы избежать многих ошибок. Кампания прошла бы более успешно и в более короткие сроки, а так проект затянулся больше, чем на полгода.

Всегда имейте запасной вариант/план на случай провала

Когда я поняла, что мы не можем напечатать 100 наборов, начала думать, что же делать.

Коллега задалась вопросом: «И что, у вас нет запасного плана?». Нет, Карл, нет. Я надеялась на удачу.

В итоге мы решили сделать 25 полных сувенирных наборов, чтобы отблагодарить спонсоров, и 20 неполных — только открытки в мягкой обложке (что вышло существенно дешевле). Их мы будем в дальнейшем дарить нашим читателям за активное участие в конкурсах газеты.

Оговаривайте оплату так, чтобы всем была выгода

В нашем проекте на выходе получилось так, что на вознаграждение автору открыток и брошюры денег не хватает. Мы сработали в минус. А заплатить-то за работу надо…

Сейчас я уже понимаю, что этот вопрос необходимо на этапе начала работ обсуждать более детально. И браться за проект только в том случае, если есть выгодна для всех и при любом раскладе.

Выводы

Я не жалею ни об одной ошибке, хоть иногда мне и хотелось исчезнуть из-за стыда. Я рада, что провела, пусть и неуспешно, эту кампанию. Зато теперь, мне кажется, я знаю всё, ну или почти всё.

Для справки: из запланированных 1 600 рублей мы собрали только 285, сделали не 100 наборов, а 45, из них 25 полных (десять открыток и брошюра) и 20 «бюджетных» (только открытки).

Самыя важныя навіны і матэрыялы ў нашым Тэлеграм-канале — падпісвайцеся!