521

Инго Пец: В социальном репортаже мы даём высказаться тем, у кого «нет голоса»

15.03.2019 Крыніца: Прэс-служба ГА "Беларуская асацыяцыя журналістаў"

Не так давно в Вильнюсе прошла заключительная сессия образовательного курса Белорусской ассоциации журналистов «Идеальный репортаж».

Автор Süddeutsche Zeitung и давний партнер ОО “БАЖ” Инго Пец

Тренерами курса были журналисты Алесь Залевский, Катерина Борисевич, Юрась Карманов, а для участия в заключительной сессии из Германии прилетел автор Süddeutsche Zeitung и давний партнер ОО “БАЖ” Инго Пец.

На сессии Инго рассказал коллегам о становлении жанра социального репортажа, который играет большую роль в сегодняшней немецкой прессе.

Зачем отдавать клики и просмотры другим редакциям? Ведущие медиа — о хайпе в журналистике ФОТО, ВИДЕО

— На третьей странице нашего известного немецкого издания всегда размещается большой актуальный репортаж. Этот жанр по-прежнему часто используется в европейской прессе. Репортаж в Süddeutsche Zeitung, как и везде, это описание события таким, как его видит журналист. Поэтому в репортаже граница между фактами, событиями и нашей интерпретацией очень маленькая, ее практически нет.

Когда я был молодым журналистом, мне казалось, что социальный репортаж — это что-то скучное, это связанное с государством, помощью, социальной работой.

Но на самом деле социальный репортаж это острая проблема, история конкретного персонажа, которая показывает типичную в обществе проблему. В Беларуси почему-то принято считать, что социальный репортаж — это то, что не касается политики и экономики. Но, на самом деле, это и о политике, и об экономике.

Социальный репортаж это жанр, в котором журналист при помощи медиа может защитить человека. Журналист может попасть туда, куда не попадёт обычный читатель и не узнает, что та или иная важная проблема вообще существует.

Иногда звучит мнение, что социальный репортаж — это о тех, кто живет хуже. Но репортаж может быть и о тех, кто успешен: об успешном бизнесмене, например, который сталкивается с какой-то сложностью, абсурдностью закона, непониманием властей или общества.

При этом в социальном репортаже всегда должна быть драма, история — ситуация, которая показывает жизнь какой-то группы людей.

Сам социальный репортаж возник во времена Французской революции, которая фактически и вспыхнула из-за социальных проблем, поднятых наверх. Люди поняли, что не хотят быть заложниками правителя или церкви. Они поняли, что могут самостоятельно влиять на ситуацию, открыто рассказывать о проблемах.

Также на становление социального репортажа повлияла и техническая революция — люди стали грамотными, газеты печатать было все проще и быстрее.

Рэдактарка The Ukrainians Марычка Паплаўскайтэ: “Рэпартаж — гэта крыху літаратура”

Жаданне паныць — гэта бяда, і гэта трэба мяняць. Як расказваць людзям пра людзей

Елена Костюченко: Метод включенного наблюдения в журналистике — позаботьтесь о легенде и путях эвакуации

Люди начали жить в городах, города расли, в обществе стало принятым открыто обсуждать социальные проблемы, возникло «социальное пространство», развивалось профсоюзное движение, борьба за права. Но это еще не чистый социальный репортаж, который мы видим сегодня.

Он возник во второй половине XIX века и связан с именем австрийского политика и журналиста Макса Винтера. Макс Винтер оттачивал жанр социального репортажа, он прошел путь от журналиста до одного из руководителей Вены. Он написал более 1500 репортажей о проблемных сторонах жизни в городе.

Жанр репортажа стал популярным, он дает возможность читателю побывать в другом социальном пространстве: в венском подземелье, на фабрике, рынке… Примечательно, что Макс Винтер сталкивался с теми же проблемами давления на журналистов, что и коллеги в Беларуси сегодня.

Именно благодаря Максу Винтеру в современной журналистке и сформировались законы жанра социального репортажа — материала, в котором мы даем возможность высказаться тем, у которых «нет голоса».