2162

Ці можна прыраўняць лісты чытачоў у рэдакцыю да зваротаў грамадзян?

16.04.2013

Ці можна прыраўняць лісты чытачоў у рэдакцыю да зваротаў грамадзян, на які рэдакцыя абавязаная адказаць у вызначаны законам тэрмін? Часта здараецца так, што лісты сыходзяць быццам бы “ў нікуды”. Ці нясе рэдакцыя хаця б зарэгістраванага СМІ нейкую адказнасць за гэтыя лісты?

Пытаецца Андрэй Ліпскі, сябра БАЖ са Светлагорска.

Адказвае юрыст Аляксандр Журба

В средства массовой информации поступает множество писем различного содержания: жалобы, информационные сообщения в различные рубрики, авторские материалы для опубликования и т.п. Все ли они должны рассматриваться редакцией согласно нормам Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях)? Вовсе нет. Закон об обращениях не распространяется на:

- этикетные письма (поздравления, просьбы, некрологи, соболезнования, извинения);

- письма-отзывы (содержащие личную оценку материалов, размещенных в СМИ, оценку законопроектов и т.п.);

- материалы, направляемые для размещения в рубриках газеты (объявления, советы, ответы на кроссворды, детские высказывания и т.п.);

- гарантийные письма, письма-подтверждения, рекомендательные письма;

- авторские письма, т.е. письма, являющиеся результатом творческой деятельности граждан. Согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2008г. «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) редакция СМИ по своему усмотрению отбирает и распространяет в СМИ адресованные ей авторские письма. При распространении в СМИ авторских писем допускаются редактирование и сокращение их текста при условии, что это не искажает смысла писем.

Никто не имеет права обязать редакцию распространять отклоненные ей информационные сообщения и (или) материалы, если иное не предусмотрено законодательством;

- обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах.

Все иные письма, поступающие в редакцию и соответствующие признакам заявления, предложения или жалобы, должны рассматриваться в соответствии с требованиями Закона об обращениях, в том числе, направляться в компетентные организации.

Заявление - ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, организаций (должностных лиц), индивидуальных предпринимателей.

Предложение - рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

Жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, индивидуальных предпринимателей.

Если решение вопроса не относится к компетенции редакции, то письмо в течение пяти дней направляется для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией. Заявитель уведомляется об этом в тот же срок. Редакция также вправе оставить обращение без рассмотрения по существу и уведомляет об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в письме.

Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее пяти дней направляются редакцией в правоохранительные органы.

Согласно ст. 9.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение законодательства об обращениях граждан влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин. Протоколы по данному правонарушению уполномочены составлять органы КГК, прокуроры, административные комиссии местных органов управления. Дела рассматриваются должностными лицами КГК или судьями.

Обращаю внимание, что согласно Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Российский законодатель учел, что возложение на редакцию обязанностей отвечать на письма граждан и пересылать эти письма в соответствующие органы, может создать затруднения в ее нормальной работе и препятствовать выпуску СМИ. Поэтому разрешение вопроса о характере реагирования на поступающие обращения граждан (оставить без ответа, ответить либо переслать по подведомственности) в РФ оставлено на усмотрение редакции.