2790

Авторское право для журналистов (выпуск №8)

22.12.2014 Крыніца: Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права

Использование писем и материалов.

Статья 41 Закона о СМИ устанавливает особый правовой режим для писем, приходящих в редакцию.

Закон не предусматривает заключение авторского договора с автором письма и выплату автору соответствующего вознаграждения. Однако в случае опубликовании письма за его автором сохраняются личные и имущественные права.

Редакция отбирает и распространяет адресованные ей письма исключительно по своему усмотрению. При распространении в СМИ писем допускаются редактирование и сокращение их текста при условии, что это не искажает смысла писем. Это связано с тем, что, направляя письмо в редакцию, автор по умолчанию заранее соглашается на его публикацию. Следовательно, автор демонстрирует свое согласие на редакторскую правку и опубликование письма.

Однако автор письма может определить условия и характер использования письма в СМИ. Например, сохранить анонимность или опубликовать письмо под псевдонимом.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос, являются ли письма, поступившие в редакцию, объектом авторского права, законодатель не дает.

При использовании писем не должны нарушаться требования Закона о СМИ, в частности, свобода выражения мнений,  соблюдение прав журналиста, конфиденциальности информации и источников ее получения.

Редакция не обязана отвечать на письма граждан, поскольку основной функцией редакции является производство и выпуск средства массовой информации (ст. 30 Закона о СМИ).

Согласно п. 2 ст. 41 Закона о СМИ в случае необходимости юридическое лицо, на которое возложены функции редакции СМИ, пересылает письма тем государственным органам, политическим партиям, другим общественным объединениям, иным юридическим лицам и их должностным лицам, к компетенции которых относится их рассмотрение. Случаи такой «необходимости» не установлены ни законодательством об авторском праве, ни законодательством о СМИ. Однако должностное лицо редакции СМИ, которому из полученного письма стало достоверно известно о  совершенном особо тяжком преступлении, готовящемся тяжком или особо тяжком преступлении, обязано сообщить об этом в правоохранительные органы. В противном случае журналиста можно привлечь к ответственности по ст. 406 «Недонесение о преступлении» Уголовного кодекса.

К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 12 лет.

К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет, пожизненного заключения или смертной казни.

Остальные случаи, в которых редакция обязана пересылать письма для рассмотрения компетентными органами, четко не определены.

С одной стороны, при наличии всех необходимых реквизитов отправителя, получателя, сути вопроса и подписи гражданина письма могут одновременно являться и обращениями (заявлениями, жалобами и предложениями). В этом случае на них распространяются нормы Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», в соответствии с которыми даже если обращение содержит вопросы, решение которых не относится к компетенции редакции, то об оставлении обращения без рассмотрения по существу заявитель должен быть письменно уведомлен в течение 5 дней с указанием причин принятия такого решения. Заявителю также должно быть разъяснено, в какую организацию и в каком порядке ему следует обратиться для решения вопросов, изложенных в письме.

С другой стороны, основной функцией редакции является производство и выпуск СМИ как формы распространения массовой информации (ст. 30 Закона о СМИ). Обработка писем и рассылка ответов противоречат целям и задачам СМИ. Кроме того, для осуществления данных функций требуются весьма значительные организационные и финансовые затраты.

Право на подачу обращений закреплено статьей 40 Конституции Республики Беларусь. Однако рассмотрением обращений и дачей ответов по существу должны заниматься уполномоченные и компетентные органы, к которым вряд ли можно отнести редакции СМИ.

В российском Законе о СМИ (ч. 2 ст. 42) более четко сформулирован порядок использования направленных в редакцию писем: редакция не обязана пересылать письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. В белорусском законодательстве подобные нормы отсутствуют.

Редакция СМИ осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, что предоставляет ей право по своему усмотрению отклонить любое сообщение или материал, кроме случаев, когда обязанность их опубликовать предусмотрена законом. Согласно п. 3 ст. 41 Закона о СМИ никто не имеет права обязать редакцию СМИ распространять отклоненные им информационные сообщения и (или) материалы, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Например, ст. 18 Закона о СМИ установлена обязанность редакции распространить бесплатно и в определенный срок:

- вступившее в законную силу решение суда, в котором содержится требование о сообщении для всеобщего сведения такого решения через данное СМИ;

- поступившие из государственных органов информационные сообщения и (или) материалы, касающиеся деятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции СМИ.

Кроме того, учредитель вправе обязать редакцию поместить в определенный им срок официальное информационное сообщение или материал от его имени.