3893

Авторское право для журналистов (Выпуск №12)

27.02.2015 Крыніца: Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права

Авторское право на произведения в рекламе (нарушение права на имя, договоры с наследниками автора, типичные нарушения).

Личные права автора не отчуждаются, действуют в течение жизни автора и защищаются его наследниками. К личным правам относятся право авторства (право признаваться автором произведения) и право на имя, а также право на неприкосновенность произведения (сохранение целостности) и его обнародование.

Имущественные права автора защищаются соответствующим договором. Именно поэтому рекламопроизводители гораздо меньше внимания уделяют соблюдению личных неимущественных прав автора и особенно – права на имя.

Право на имя означает право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

Право на авторское имя реализуется не только при обнародовании произведения, но и в каждом случае последующего использования произведения с согласия автора. Нарушениями права на имя являются выпуск рекламных материалов без указания имени автора использованного в рекламе произведения, а также изменение способа обозначения имени автора. Естественно, рекламопроизводители не заинтересованы в указании имени автора в рекламных материалах. Эту проблему можно решить путем включения в авторский договор пункта об анонимном использовании произведения.

Использование известного образа в рекламной компании возможно только с согласия лица, которому принадлежат права на этот образ (персонаж).

Пример

В знаменитом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Юрий Яковлев сыграл царя Ивана Грозного. В рекламе водки «Иван Грозный» был использован образ актера без согласования с Яковлевым. Актер подал в суд и выиграл. Рекламные щиты с Иваном Грозным-Яковлевым были демонтированы, а бутылки с изображением героя изъяли из продажи.

При использовании в рекламе произведений, авторы которых умерли, необходимо заключать договор на использование произведения (его части) с наследниками.

Перечислим также наиболее распространенные нарушения авторских прав в рекламе:

- использование произведений без согласования с автором;

- нарушение личных прав авторов (на имя, неприкосновенность произведения и т. п.);

- несоблюдение условий авторского договора (невыплата гонорара и т.п.);

- ошибки при передаче рекламного продукта (передача большего/меньшего объема прав, чем указано в договоре, отсутствие индивидуализации рекламного продукта, несоставление акта приемки-передачи и т.п.).