2730

Авторское право для журналистов (Выпуск №11)

18.02.2015 Крыніца: Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права

Авторское право на произведения в рекламе (понятие рекламы и договоры с авторами произведений, используемых в рекламе).

Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» реклама представляет собой информацию о товарах, работах, услугах, мероприятиях (в том числе, социального характера). Реклама направлена на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса, продвижение на рынке. Реклама может распространяться в любой форме с помощью любых средств. Наиболее распространенные объекты авторского права в рекламе – логотипы, фотографии, рекламные аудио- и видеоролики, этикетки, упаковки.

В рекламной деятельности достаточно часто используются результаты творческого труда. В этой связи возникают вопросы, связанные с применением норм авторского права при производстве и размещении рекламных материалов: как строить отношения с авторами произведений, используемых в рекламе? является ли сама реклама произведением как результатом творческого труда и охраняется ли она авторским правом?

При производстве рекламы часто используется не все произведение, а его часть (строка из песни, часть фотографии). Согласно п. 3 ст. 6 Закона об авторском праве часть любого произведения (искусства, литературы, науки), являющегося результатом творческого труда, независимо от его назначения, достоинства и способа выражения является объектом авторского права. При условии, что эта часть произведения может использоваться самостоятельно. Авторским правом также защищаются название произведения и, по моему мнению, отдельные персонажи произведения. Таким образом, при использовании произведения или его части необходимо заключать соответствующий договор с автором.

Объектом авторского права может выступать рекламный слоган. Однако только в том случае, если в нем присутствует творческий вклад автора.

Сложности возникают в том случае, если произведение является аудиовизуальным (кадр, отрывок и кинофильма, мультфильма и т.п.).

Согласно ст. 4 Закона об авторском праве аудиовизуальное произведение – это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Правовой статус аудиовизуального произведения определен ст. 12 Закона об авторском праве.

Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, оператор-постановщик, художник-постановщик. Автоматически эти лица не становятся соавторами. Учитывается творческий вклад каждого из них в создание произведения. Следовательно, при использовании в рекламе аудиовизуального произведения (его отрывка) необходимо заключать авторские договоры со всеми вышеперечисленными лицами, а в случае их смерти – с наследниками.

Иные лица, которые внесли творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (художник по костюмам, звукорежиссер, звукооператор, ассистенты режиссера и др.), не признаются авторами и не имеют каких-либо прав в отношении этого произведения в целом.

Сложности добавляет тот факт, что авторское право на созданное по договору заказа аудиовизуальное произведение принадлежит производителю (заказчику). В таком случае авторский договор следует заключать непосредственно с прозводителем.

Пример (по материалам ресурса http://vremya.ru):

Головинский районный суд Москвы отказал в иске художнику Леониду Шварцману, нарисовавшему придуманных Эдуардом Успенским Чебурашку с Крокодилом Геной, и Наталье Орловой, «оживившей» Алису Селезневу, ее отца и их многочисленных друзей из книги Кира Булычева.

По мнению Шварцмана, именно его герои изображены на упаковках зубной пасты, продававшейся в магазинах российской торговой сети. Шварцман счел, что косметическая фирма пользовалась созданными им персонажами незаконно, не получив его разрешения, и потому потребовал выплатить компенсацию материального и морального ущерба.

Однако суд согласился с доводами ответчика. Представители торговой сети утверждали, что изображения на упаковке зубной пасты были нарисованы по заказу торговой сети болгарскими художниками. Это было сделано на основе литературных описаний Эдуарда Успенского. Суд признал, что изображенные на упаковке Чебурашка и Крокодил Гена не имеют ничего общего с персонажами, которых рисовал Шварцман.

По второму делу художник-мультипликатор Наталья Орлова, нарисовавшая главных героев мультфильма «Тайна Третьей планеты», потребовала от российской компании выплатить ей авторский гонорар за использование образов на упаковке шоколадных яиц. Компания пояснила, что шоколадная фабрика заключила договор со студией «Союзмультфильм», которой принадлежат права на мультфильм «Тайна Третьей планеты» и, следовательно, авторских прав художницы не нарушила. И в этом случае суд также занял сторону ответчика.