1252

Антон Суряпин из США: Как студентов учат распознавать фейковые новости, ложь и пропаганду

17.05.2019 Крыніца: Антон Суряпин для Baj.by

Джо Анджела Ёрли преподаёт курс по выбору “Фейковые новости, ложь и пропаганда: Как отличить правду от выдумки” (“Fake news, lies, and propaganda: How to sort facts from fiction”) в Колледже литературы, науки и искусства Мичиганского университета.

Курс длится семь недель и ориентирован на студентов-второкурсников и старше. Анджела говорит, что она учит не проверять правдивость информации, а критическому мышлению: «Задача курса состоит в том, чтобы развить критическое мышление в отношении новостей. Мы не учим фактчекингу, мы затрагиваем более широкие темы». 

За короткое время студенты должны усвоить большое количество информации, поэтому Анджела не читает  лекции. Напротив — группа разбирает практические задания. По словам преподавательницы, так она может в полной мере развить способности студентов.

Учащиеся ведут личный дневник, куда записывают свои мысли по поводу занятий и обсуждаемых тем. Это помогает студентам, которые некомфортно чувствуют себя на публике, высказывать свою точку зрения. Дневник, который учащийся ведет на гугл-диске, может видеть только он и преподавательница.

Каждая неделя занятий посвящена отдельной теме. На первой неделе, во время введения в курс, Аджела просит студентов привести примеры самых неудачных дискуссий, с которыми им приходилось сталкиваться.

«Полезно говорить о том, чего они не хотят, чтобы понять, что им нужно», — говорит преподавательница.

Так в группе формируется понимание того, как будет строиться обсуждение. В ходе курса с согласия студентов в эти процессы вводятся корректировки. По словам Анджелы, таким образом на первых занятиях в группе выстраиваются доверительные отношения, студенты чувствуют, что могут говорить более открыто. 

На первых занятиях студенты знакомятся с типами новостей и историческими примерами фейков, чтобы понять, что это не новый феномен. Так учащиеся формируют своё представление о том, что такое ложные новости, и представляют свои идеи перед группой.

Скриншот из учебной презентации

Вторая неделя отводится на стратегии чтения новостей. Студенты изучают стратегии и обсуждают их с преподавательницей: оценивают недостатки и преимущества, сложности использования стратегий, аспекты, которые им нравятся. Через обсуждение группа глубже усваивает методы чтения новостей и может начать разработку стратегии, которой каждый студент будет пользоваться лично.

На занятия третьей недели часто приглашают журналистов и редакторов медиа: директор политического отдела CNN, главный редактор студенческой газеты, журналисты Detroit Free Press, специалист из Швеции. По словам Анджелы, студентам особенно нравятся такие встречи, поскольку у них есть возможность задать интересующие вопросы и перенять опыт работников медиа.

Тогда же группа изучает ситуацию в ключевых секторах американских медиа, осваивает инструменты для проверки новостных сайтов. На этом сайте можно увидеть, насколько предвзято ресурс освещает события, а этот сайт фокусируется на проверке сайтов по фактчекингу.

Уже на третьей неделе студенты учатся применять персональные стратегии работы с новостями на практике. Используя разработанный подход, они изучают статьи двух медиа на одну и ту же тему. В своих презентациях Анджела широко использует тематические мемы, которые ей удаётся найти в интернете. Они позволяют разрядить обстановку и дают студентам немного отдохнуть.

Скриншот из учебной презентации

Обсудить плюсы и минусы социальных сетей и выяснить, как они влияют на новости, студенты могут на четвёртой неделе курса. В качестве письменного задания группе предлагается изучить научную литературу по заданной теме, а затем составить своё мнение и выразить его в работе.

Пятая неделя посвящена статистике и визуализации данных: учащиеся осваивают методы проверки статистических данных. В Мичиганском университете десятки библиотекарей занимаются визуальной информацией. Приглашенный на занятие специалист обсуждает с группой примеры инфографики и способы манипуляции статистическими данными.

Во второй половине курса преподавательница снова просит дать определение фейковым новостям. Анджела говорит, что это помогает и ей, и студентам проследить, как меняется мнение учащихся и углубляются их знания по мере работы над темой.

Как побороть в себе субъективность, как увидеть стереотипизацию в новостях, как поставить себя на место другого — все это практические задания шестой недели, когда группа изучает предвзятость.

На последнем занятии студенты представляют свои финальные работы, которые заключаются в разработке собственного метода чтения и анализа новостей и применения его на практике.

***

Послесловие. Жаль, что в беларусских университетах и колледжах нет подобных масштабных программ. А если и есть, то мы о них почти ничего не знаем. Нам нужны такие курсы — логичные, структурированные и не скучные.

 

Материал подготовлен благодаря участию Антона Суряпина в программе Open World, основанной Конгрессом США.