386

Алексей Матюшков: «Моя стихия – репортаж»

21.09.2019 Крыніца: Екатерина АПАРИНА, "Алеся"

Алексей Матюшков – один из самых известных репортажных фотографов Беларуси. Около 20 лет он фактически в ежедневном режиме снимает то, что происходит вокруг. Леша работал в роддомах и на парадах, показывал читателям, как делают огромные МАЗы и рогачевскую сгущёнку, болтал в гримёрке с певцом Юрием Шевчуком и бродил по болотам с белорусским учёным-отшельником Дмитрием Шамовичем.

Мне даже кажется, что если Илон Маск когда-нибудь доберётся до Марса, то первым, кто его встретит на новой планете, будет Матюшков: он незаметно появится из-за марсианской сопки и начнёт снимать. Репортёр -- это такая работа!

Досье

Алексей Матюшков в 7 лет взял в руки свой первый фотоаппарат. Закончил Минский государственный технологический колледж (отделение фотографии), Институт современных знаний им. А. М. Широкова (факультет искусств, отделение журналистики и филологии), международную программу Шведского института повышения квалификации журналистов FOJO (диплом по фотожурналистике и газетному дизайну).

В профессиональной фотожурналистике с 1999 года. Как новостной фотограф работал в информационном агентстве «БелТА», газетах «Знамя Юности», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Обозреватель», компании Onliner.by, сотрудничал с CityDog.by, OfficeLife и другими медиа. Его фотоснимки публиковались в Agence France-Presse, Herald, Time, Yahoo и MSNBC news. Участник ряда фотовыставок, один из организаторов первого конкурса для фотокорреспондентов «Пресс Фото Беларуси 2010».

О буднях репортажного фотографа и о том, что стоит за каждым ярким кадром, как снимать себя и родных, чтобы не остаться без «лайков» – наш разговор.

- Алексей, из чего состоит твой обычный рабочий день?

- Это непредсказуемо. Проекты, в которые меня приглашают, могут возникать абсолютно непредвиденно. С утра – корпоративный футбольный турнир, в обед – бизнес-конференция, вечером – рекламная съёмка элитной квартиры. Сегодня я работаю как ИП. При этом я по-прежнему отношу себя к полевым фотографам. «Срочно? В Брест? Прямо сейчас нужно?» И да, я готов, выезжаю!

Однажды я принял решение быть лучшим в репортаже. Моя работа – создание быстрого контента для интернета.  Корпоративный ЗОЖ, благотворительные проекты, фестивали, презентации, премьеры. Неудивительно, что порой мне кажется, что я в теме всего, что происходит в Беларуси.

- Многие твои коллеги снимают свадьбы, детские праздники, семейные истории. Ты берёшься за такие заказы?

- Свадьбу я тоже могу снять, но сразу предупреждаю, что скорее всего это будет весёлый репортаж о событии, а не постановочные снимки. Вообще, я стараюсь не лезть туда, где не являюсь лучшим. В Беларуси есть прекрасные свадебные фотографы, моя же стихия – это репортаж.

- Известный фотограф дикой природы Серей Плыткевич ради удачного кадра с глухарём или какой-нибудь редкой цаплей может просидеть в болоте чуть ли не целый день. Ради какого снимка ты готов на подобные подвиги?

- Ради хорошего кадра настоящий фотограф всегда готов на риск. Что же касается времени на собственное творчество, то у меня пока нет такой финансовой подушки, чтобы я мог потратить целый день на своё увлечение.

Так уж получается, что найти минутку для себя я могу только в процессе работы. Где-то в командировке, на выезде, в перерыве, если повезёт, всегда можно увидеть что-то интересное. Непредсказуемая белорусская погода, необычный свет -- и вот уже рутинный кадр превращается в фото, которое можно отправить на выставку.

Вообще, я никогда не сижу на месте, мне всегда мало работы. Мой обычный режим такой: я снимаю-снимаю-снимаю, падаю, сплю, заряжаю батарейки и снова в бой. Это – непросто, но и без этого уже никак. Случаются и перегрузки, и голова болит, и усталость… Но когда я отдал работу и заказчик пишет мне: «Спасибо! Всё классно!», у меня вновь появляются и энергия, и силы.

- Как к такому образу жизни относится твоя семья?

- Я живу в мире, где у людей каждый день какие-то праздники, презентации, фейерверки и фестивали. И когда у меня, наконец, появляется личное свободное время, хочу уехать в лес или к озеру – туда, где можно побыть в тишине. Конечно, в этот момент мне с моими родными (у меня жена и двое сыновей) приходится договариваться: папа хочет тишины, а они-то хотят движухи и развлечений. В итоге, каждый раз ищем компромисс.

К сожалению, в нашей профессии очень сложно соблюдать баланс. Признаюсь, бывают дни, когда дети видят только мою спину, обрабатывающую очередные фотографии. Да, и не забудем, что я индивидуальный предприниматель. А любой бизнес – это что? Поработать с документами, продумать стратегию, дать рекламу, заплатить налоги. Ничего не забыл? А, точно – ведь ещё и снимать кадры надо!

- Ты работал на одном из самых успешных порталов страны -- Onliner.by. Почему принял решение уйти в свободное плавание?

- В какой-то момент я понял, что хочу большего. Работа в популярном издании разбаловала меня. Хочешь поесть – зайди на корпоративную кухню, выпей кофе с печеньками, хочешь в командировку – вот тебе деньги и машина. В общем, наступил период, когда я достиг потолка и решил выйти в открытый космос.

У меня была масса идей и планов, но оказалось, что свободное плавание – сложный опыт, где за всё отвечаешь только ты сам. Никакой дядя больше не даст тебе задание и не выдаст зарплату 10 числа. Привыкнуть к последнему было сложнее всего (смеётся). Сначала я хватался за всё, что предлагают, но постепенно решил «переупаковаться». Я – репортажный фотограф, и это именно то, что я умею делать лучше всего. Я хочу, чтобы люди приглашали на свои мероприятия конкретно меня и гордились тем, что их мероприятие снимал сам Матюшков. Нескромно, знаю, но такова моя цель. 

- Что отличает репортажного фотографа от других фотографов?

- «Репортажник» – это ежедневные съёмки и абсолютно непредсказуемые ситуации. Я каждый день снимаю всё и разное, начиная от заводов и закачивая светскими приёмами. Скажу честно, меня уже сложно чем-то удивить. Я летал на воздушном шаре и спускался в шахты, снимал жёсткие автомобильные аварии и конфликты дольщиков, бывал на многотысячных фестивалях и в самых глухих деревнях Беларуси.

- Как ты относишься к постановочным моментам в репортаже? Стоит ли корректировать сюжет, или лучшие кадры получаются спонтанно?

- Есть такой момент, как «удача фотографа». Конечно, бывает, что для какого-то репортажа ты управляешь сюжетом, но в большинстве своем лучшие кадры – это реальное везение. Если ты приезжаешь на съёмку и видишь, что через секунду в одной точке сойдутся какие-то знаковые вещи, то значит сегодня «человек-удача» – это ты. Например, ты проезжаешь мимо старой деревенской церкви и видишь, как неподалёку идёт бабуля, а чуть поодаль – гуси. И ты уже ничего не думаешь, а в момент выпрыгиваешь из машины. Дальше, как в спорте, у тебя есть доли секунды. Успеешь снять -- все скажут: «Вау! Неужели, так бывает?!».

Однажды мы с моим коллегой делали очередной репортаж из жизни на селе. Закончили и, уставшие, бредём к машине, как вдруг, обернувшись, увидели телегу. И всё сошлось: пустая дорога, арка из деревьев и эта одинокая телега. Случайность, мгновение -- и классный кадр!

Но при этом важно понимать, что за любой классной картинкой стоит тяжелый ежедневный труд. Ничего не бывает просто так. Футболисты не забивают случайно голы, альпинисты не покоряют случайно вершины, и каждый случайный кадр для фотографа – это тысячи часов, проведённых наедине с камерой.

- Наверняка, у тебя были ситуации, когда герои отказывались фотографироваться? Мол, плохо выгляжу, стесняюсь, боюсь. Как ты с этим справляешься?

- Обычно в этом случае включается режим коммуникации: я стараюсь найти какие-то слова и уговорить собеседника. Ведь чаще всего, люди не отказываются фотографироваться, просто не каждый может сразу включиться в процесс и вести себя естественно. Некоторые начинают смущаться, кокетничать, ломаться (это касается представительниц прекрасного пола всех возрастов), приходится тогда шутками-прибаутками поворачивать ситуацию в свою пользу.

На самом деле я понимаю, что не все люди публичны и для кого-то профессиональная съёмка – повод для волнения. Иногда с человеком надо спокойно поговорить, попить кофе, тогда работа пойдёт лучше. А бывает, что на большом мероприятии кто-то из гостей показывает мне знаками или словами, что «пожалуйста, сегодня не надо». В таких случаях я отступаю. Мне кажется, в этом есть профессиональная этика. Кем бы ты ни работал, нужно уважать других людей. Возможно, у человека сегодня нет настроения, и он будет благодарен тебе за то, что ты его не достаёшь.

- А что раздражает тебя как фотографа?

- Пожалуйста, не рассказывайте фотографу о том, что у вас в детстве тоже был фотоаппарат, и вы умели проявлять плёнки! Поверьте, мы слышим подобные истории на каждой второй съёмке.

Также не стоит после каждого кадра пытаться заглянуть фотографу в камеру и посмотреть, что же получилось. Это – дурной тон. Главное, что увидеть там обработанную и красивую картинку всё равно не получится. Поймите, на дисплее отобразится лишь сырой исходник, с которым фотограф потом будет работать над цветом, резкостью, глубиной.

- Алексей, а можно нашим читателям дать совет, как фотографировать себя, свою семью? Что важно в семейных фотографиях?

- Фотографировать нужно так, чтобы через год или пять вам было радостно смотреть на эти снимки. Одинаковые позы, неестественные улыбки – всё это будет неинтересно.

Если вы хотите запечатлеть себя, свою семью, своих друзей, то пусть это будет весело. На велосипедах, на улице, в движении -- пусть это будет что-то неловкое, смешное, но при этом настоящее и искреннее.

Не стесняйтесь своих настоящих эмоций! Современные телефоны позволяют снимать много, но при этом не стоит запечатлевать всё без разбору. Среди множества ненужных снимков легко потерять что-то важное, поэтому мой совет: регулярно чистите телефон, удаляйте «фотомусор». И храните лучшие кадры близких и родных вам людей.

- Огромное спасибо за беседу и удачи в работе!

Фото Алексея МАТЮШКОВА